Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Глава российского МИДа Лавров отрицает, что Россия вступила в битву за Арктику


Битвы за Арктику не будет, заявил накануне министр иностранных дел России на конференции, проходящей в Гренландии, по поводу освоения спорного шельфа в Северном Ледовитом Океане. По словам главы внешнеполитического ведомства, речь, скорее, должна идти о стройной системе взаимодействия между всеми участниками арктического освоения.

"Подписанная сегодня декларация сигнализирует о желании всех сторон совместно решать возможные трудности в регионе в рамках международного права. Это поможет поддерживать безопасность и стабильность в регионе", - сказал Сергей Лавров и подчеркнул, что мы "твердо исходим из того, что все вопросы должны решаться цивилизованно, на основе норм международного права, за переговорным столом. И правовая основа для этого имеется".

Во вторник в Гренландии стартовал форум России, США, Канады, Дании и Норвегии – пяти стран, претендующих на природные ресурсы Северного Ледовитого океана. Инициатором форума выступила Дания. Из-за глобального потепления, обещающего таяние льдов, в Арктике сошлись экономические интересы прибрежных государств, которые трактуют международное морское право в своих интересах. Датчане пытаются предотвратить конфликт, однако ставки в игре слишком высоки – под полярными льдами может находиться до четверти мировых запасов нефти и газа. И, хотя реальная «война за ресурсы» начнется лишь через несколько десятилетий, она неизбежна, признают аналитики. Даже во времена холодной войны заполярный регион не был ареной столь ожесточенной борьбы, отмечает западная пресса.

Россия претендует на 1,2 млн квадратных километров вдоль хребта Ломоносова, который она рассматривает как продолжение своего континентального шельфа. Дания, со своей стороны, стремится доказать, что хребет является геологическим продолжением Гренландии. Согласно Конвенции по морскому праву, Россия может воспользоваться правом пользования и на территории, превышающей 200-мильную зону, – если, конечно, ей удастся доказать, что эта территория является продолжением российского континентального шельфа.

См.: Битва за Арктику: Дания делает отчаянную попытку избежать конфликта

По сведениям Минприроды, на долю континентального шельфа Российской Федерации приходится существенная часть начальных суммарных ресурсов углеводородов России: 1/3 газа, более 22% конденсата, 12% нефти. При этом моря арктического континентального шельфа содержат в своих недрах основную (более 80%) долю начальных суммарных ресурсов углеводородов всего российского шельфа.

См. также: Михаил Захаров. Третий за бортом

Из-за глобального потепления и таяния ледников, а также высоких цен на нефть разработка арктических месторождений кажется возможной в экономическом плане, хотя раньше ее считали слишком затратной. Речь также идет о контроле над морскими путями, так как Арктика, возможно, через несколько десятилетий освободится ото льда.

Как уже писал «Полит.ру», в начале августа 2007 года экспедиция «Арктика-2007» провела ряд исследований на дне океана в районе Северного полюса. Впервые в истории был проведен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4261 метр, а на дне океана был установлен российский флаг.

См. подробнее: Северное пиар-сияние

По итогам экспедиции ученые пришли к выводу о принадлежности хребта Ломоносова к российскому шельфу. Канада отнеслась к экспедиции с раздражением. Глава канадского МИДа Питер Маккей назвал ее шоу и обвинил Россию в том, что она заявляет права на эту территорию.

Многие западные аналитики и военные расценивают сегодняшний кризис в Арктике как «пробуждение призрака холодной войны» между Россией и Западом, рассматривая при этом тактику России в этот регионе как провокационную.