"Подрывников Чубайса" оправдали
В минувший четверг, 5 июня, коллегия присяжных оправдала троих бывших военных, обвинявшихся в покушении на теперь уже бывшего главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. По мнению присяжных, следствию не удалось доказать вину подсудимых. Бывший сотрудник Генштаба полковник Владимир Квачков и бывшие военнослужащие 45-го полка ВДВ Александр Найденов и Роберт Яшин были освобождены из-под стражи в зале суда.
Анатолий Чубайс в своем заявлении назвал оправдательный вердикт коллегии присяжных ошибкой, хотя он и полагает, что «такая ошибка - оправдание виновных - лучше, чем наказание невиновных».
«У меня вина Квачкова, Яшина и Найденова не вызывает сомнений... Уверен, что Квачков и те, кто его поддерживает, меня ненавидят и желают моей смерти», – заявил Анатолий Чубайс.
Представитель Чубайса в судебном процессе Андрей Шугаев рассчитывает, что прокуратура обжалует вердикт коллегии. Как утверждает следствие, преступление было совершено на почве экстремистских взглядов и неприязни к Чубайсу.
Бывший полковник ГРУ Владимир Квачков, оправданный коллегией присяжных, заявил: «Мы боролись, мы верили. Нас спасли присяжные. Это единственный суд, который остался правосудным в России. Они совершили гражданское мужество». Отвечая на вопрос журналистов, чем он теперь намерен заниматься, Квачков сказал: «Довести недоделанные дела до конца. Защитить диссертацию. А вы о чем подумали?».
Процесс по делу о покушении на Анатолия Чубайса шел с 2006 года. Дважды под разными предлогами распускались коллегии присяжных, сменился и председательствующий судья. Защита подсудимых всякий раз утверждала, что эти действия выгодны обвинению и направлены только на то, чтобы помешать присяжным вынести оправдательный вердикт.
Как уже писал «Полит.ру», покушение на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса было совершено утром 17 марта 2005 года. На выезде из поселка Жаворонки на Минское шоссе сработало взрывное устройство рядом с проезжавшим мимо кортежем Чубайса. Кортеж состоял из трех автомобилей - передовой машины, бронированного БМВ с главой РАО ЕЭС и джипа сопровождения с охраной. После взрыва неизвестные открыли по кортежу огонь из автоматов. При обстреле более всего пострадала машина охраны, открывшей ответный огонь.
На месте взрыва образовалась воронка диаметром 5-7 метров и глубиной около 1,5 метров, также обнаружены стреляные пули калибра 7,62 миллиметра от автомата Калашникова. Взрывом были повреждены несколько машин, проезжавших в попутном и встречном направлении. Как установили взрывотехники, сработала самодельная мина, мощность взрыва составила около 500 граммов в тротиловом эквиваленте. В результате инцидента никто не пострадал.
Через три часа по подозрению в совершении преступления был задержан бывший полковник ГРУ, диверсант-спецназовец Владимир Квачков. 20 апреля 2005 года арестованы его предполагаемые сообщники – бывшие десантники Роберт Яшин и Александр Найденов. В розыск объявлены сын Владимира Квачкова Александр и сын экс-главы Госкомпечати Бориса Миронова Иван, якобы участвовавшие в организации покушения. Следствие назвало мотивом преступления личную неприязнь Владимира Квачкова к Анатолию Чубайсу, но потом решило, что покушение совершено по «ортодоксально-националистическим» причинам. 32-летнего Квачкова-младшего, работавшего охранником в коммерческом банке, ищут до сих пор. В день, когда была взорвана машина Чубайса, он попросил коллегу подменить его на работе, и с тех пор о его судьбе ничего не известно. 27-летнего Ивана Миронова задержали лишь в декабре 2006 года, поэтому его дело было выделено в отдельное производство.
По данным прокуратуры, к покушению на Анатолия Чубайса Квачков сотоварищи готовились заранее. Слежка за главой РАО ЕЭС началась не позже ноября 2004 года, о чем свидетельствовал найденный в ходе обыска дома у Квачкова-младшего листок, на котором были зафиксированы номера различных автомобилей, и время их нахождения у офиса РАО ЕЭС. В их числе был и номер машины Анатолия Чубайса. В феврале 2005 года Роберт Яшин, представившийся Игорем, снял двухкомнатную квартиру в пятиэтажном доме в поселке Жаворонки Одинцовского района Подмосковья, где неподалеку находилась дача Чубайса. Из этого дома прекрасно не только просматривался дом чиновника, но и дорога, по которой Чубайс ежедневно ездил на работу. Изучив график передвижения объекта, злоумышленники решили устранить его, заложив бомбу на обочине Митькинского шоссе, в 650 метрах от пересечения его с Минским шоссе. Как установили позже эксперты, мощность взрывного устройства составляла от 3 до 12 кг в тротиловом эквиваленте. Бомба была начинена стальными гвоздями, шайбами и гайками. Квачков остался в своем SAAB на обочине Митькинского шоссе, ожидая соучастников, которым он должен был помочь скрыться. Следствие не исключает, что в покушении участвовали еще несколько человек. Один из них, скорее всего, и предупредил сообщников по рации или телефону о приближении кортежа Чубайса. Он мог находиться на расположенном неподалеку автобусном круге или в квартире, которую снимал Яшин. Другой же вместе с остальными находился в засаде в лесополосе в 50 метрах от места теракта (там нашли пять лежек, устланных лапником и подстилками из полиуретана). Когда в 9.16 машина Чубайса появились, преступники привели в действие взрывное устройство и успели выпустить несколько автоматных очередей с бронебойно-зажигательными пулями. Сила взрыва оказалась такой, что срезало провода проходящей поблизости ЛЭП.
26 сентября 2005 года следствие было завершено, 3 марта 2006 года дело передано в Московский областной суд. Подозреваемых обвинили в «посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля»; «покушении на убийство двух и более лиц, совершенное общественно опасным способом группой лиц по предварительному сговору»; «незаконных операциях с оружием и взрывчаткой»; «умышленном повреждении имущества».
Квачков в суде занял особую позицию, с которой начал пропагандировать свои взгляды. Он назвал покушение на Чубайса «одной из форм национально-освободительной войны» и заявил, что в покушении на главу РАО ЕЭС нет состава преступления, поэтому никакой вины быть не может. Обеспечив себе таким образом политический пиар, Квачков, видимо посчитавший, что он заработал себе репутацию «народного мстителя», дважды пытался избраться в Госдуму на довыборах в одномандатных округах Москвы: в Преображенском округе в декабре 2005 года он занял второе место с 28,9%, а в Медведковском – в феврале 2006 года ему отказали в регистрации.
Слушания дела начались только 17 октября 2006 года, так как суд долгое время не мог отобрать присяжных. Процесс проходил в закрытом режиме. 11 декабря 2006 года в Москве задержан Иван Миронов. 20 декабря 2006 года, когда процесс подходил к завершению, коллегия присяжных была распущена. Поводом послужило неверное декларирование старшиной присяжных своих доходов и якобы оказанное на них давление через СМИ. 6 декабря 2007 года распущена вторая коллегия присяжных. Причиной стало то, что одна из заседателей состояла на учете в наркологическом диспансере. В третий раз дело начали рассматривать 23 января 2008 года, процесс вновь проходил в закрытом режиме.
Отметим, что вердикт присяжных последовал почти сразу же после того как 1 июля 2008 года компания РАО ЕЭС была ликвидирована. Сам Чубайс сказал, что после ухода из РАО «ЕЭС» будет отсыпаться. На вопрос о том, что он собирается делать после 1 июля, Чубайс ответил: «Всё в том же состоянии – новостей нет. Отсыпаться буду года два, как минимум».
См. также:
«Серый кардинал» администрации президента перезаключил контракты с Кремлем