Обвиняемые в убийстве генерала Гамова осуждены за порчу имущества

Сахалинский областной суд огласил приговор по факту гибели генерала-пограничника Виталия Гамова. Доказать вину троих подсудимых именно в убийстве стороне обвинения так и не удалось. Обвиняемые Алексей Бритов, Сергей Малютин и Алексей Аникин призваны виновными в умышленном уничтожении и повреждении имущества из хулиганских побуждений путем поджога, повлекшем по неосторожности смерть человека.
Все трое приговорены к четырем годам тюрьмы. Однако подсудимый Малютин освобожден из-под стражи в зале суда в связи с тем, что срок давности по данному преступлению для него истек 25 мая 2008 года. Остальные продолжают находиться под стражей. Кроме этого суд приговорил подсудимых выплатить в доход федерального бюджета 234 150 рублей. Это деньги, затраченные на экспертизы, доставку в суд свидетелей, юридические услуги. Из них 28 900 рублей выплатит Аникин, 101 680 рублей – Бритов, 103 570 рублей – Малютин. В возмещении материального и морального ущерба потерпевшей Ларисе Гамовой отказано, так как она не предоставила суду необходимые расчеты. Вдова уже заявила, что намерена обжаловать приговор.
Это был уже повторный процесс. В 2006 году суд на основании вердикта присяжных приговорил троих подсудимых к 4 годам колонии, признав их виновными лишь в уничтожении имущества, которое повлекло смерть по неосторожности. Но родственники Гамова и обвинение сочли приговор наставивали на том, что подсудимые виновны в умышленном убийстве. В итоге дело отправилось на повторное рассмотрение. Однако решение новых присяжных полностью совпало с прежним вердиктом.
Нападение на квартиру генерала Гамова в Южно-Сахалинске произошло в ночь на 21 мая 2002 года. Согласно материалам уголовное дела, преступники приставили лестницу к лоджии, разбили окно и забросили туда три полуторалитровые пластиковые бутылки с зажигательной смесью с подожженными запалами. В квартире вспыхнул сильный пожар. Виталий Гамов, его супруга Лариса и 13-летний сын Иван успели выбежать из квартиры. Однако после этого супруги решили вернуться в дом, чтобы спасти имущество. Выбраться из горящей квартиры они уже не смогли. Подоспевшие пожарные нашли Гамовых, но врачи оценили их состояние как критическое. Для лечения они были в срочном порядке переправлены в больницу японского Саппоро. Генерала, получившего ожоги 95% кожного покрова, спасти не удалось, и через несколько дней он скончался в ожоговом центре города Саппоро (Япония). Его жена перенесла семь операций по пересадке кожи и осталась жива.
Убийство имело широкий общественный резонанс. Подозреваемых установили довольно быстро, летом того же 2002 года. Ими оказались трое членов преступной группировки Черняховска Калининградской области. Как установило следствие, в тот день, когда произошел пожар, все трое как раз работали в Южно-Сахалинске и вполне могли получить заказ на устранение генерала. Однако поймать их удалось не сразу.
Аникин, как выяснили следователи, работал в южно-сахалинской фирме «Регион», которая была связана с дальневосточным криминальным авторитетом Владимиром Наумовым, известным по кличке Якут (в апреле 2003 года он был убит из пистолета в южнокорейском портовом городе Пусан). Именно Якут предположительно и был заказчиком убийства генерала Гамова. Якут, по данным МВД, контролировал большую часть нелегального лова рыбы на Сахалине, и «рыбная мафия» могла таким образом мстить пограничнику. Тем более что, по одной из версий, генерал в то время сам отстаивал интересы одной из «рыбных» преступных группировок. Правда, позднее эта версия была отвергнута, и все подозрения в коррупции с Гамова сняли.
В 2005 году были пойманы и оказались на скамье подсудимых Алексей Бритов, Сергей Малютин и Алексей Аникин, все 1979 года рождения. Они сознались перед присяжными, что действительно совершили поджог, но лишь для того, чтобы попугать генерала, а не убивать. Они также признали, что сделали это не по своей инициативе, а выполняли заказ, но имя заказчика так и не назвали. Уголовное дело в отношении так и оставшегося неизвестным заказчика было выделено в отдельное производство и до сих пор не закончено.