Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Подпольный горком действует

На два с половиной месяца коммунисты второго города страны остались без предводителя. Впервые в истории, начиная со времен РСДРП, общероссийский съезд компартии пройдет без делегатов от Петербурга. Спрашивается: кому это выгодно?




Как и предполагала «Новая» (см. № 78), конфликт внутри петербургского отделения КПРФ расколол не только марксистов-ленинцев города на Неве. Трещинами пошла капитальная стена федерального уровня — что, по прогнозам аналитиков, может иметь далеко идущие последствия, — подломив не только судьбу этой партии, но и конфигурацию всего политического поля РФ.

Бей своих, чтоб чужие боялись
Интрига держалась до последнего момента — странно, что за дело не взялись букмекеры, могли бы неплохо заработать. И кто бы раньше поверил, что такое возможно, и где — в партии, зарегламентированной до мозга костей!.. В конце минувшей недели президиум ЦК КПРФ все же отменил итоги VII отчетно-выборной конференции в Петербурге. Оппоненты и сторонники шли ноздря в ноздрю, мнения разделились почти поровну: восемь против шести. Решающий голос отдал сам Геннадий Зюганов.
Теперь до завтра, 18 ноября, Владимир Федоров, лишенный полномочий первого секретаря горкома КПРФ (но пока еще являющийся лидером одноименной фракции в ЗакСе), должен сдать дела специально сформированному партийному оргкомитету. Новый «номер один» компартии в северной столице будет избран только 31 января.
Поворот событий, прямо скажем, беспрецедентный. Ведь отпущен на все четыре стороны не только действующий горком, но и избранные делегаты федерального партийного съезда, который пройдет в Москве 29–30 ноября.
— Впервые в истории существования компартии, со времен РСДРП и по сей день, на общероссийском съезде не будет представлен Петербург с правом решающего голоса, — сокрушается Федоров.
Российским левым тут можно посочувствовать: как-никак город трех революций — и впервые оказался не просто на обочине, а вне игры… И если кто-то из избранных делегатов подаст заявление в суд или жалобу в Министерство юстиции, под сомнение будет поставлена сама законность проведения федерального съезда КПРФ — что чревато серьезнейшими последствиями для всей партии.
Кстати, в этом случае чаша весов Фемиды может склониться не в сторону президиума ЦК — ведь по оценке самого Владимира Федорова и его соратников, а также ряда независимых экспертов, к решению от 13 ноября есть множество юридических претензий.
— Главный вопрос, которым я задавался, — продолжает Владимир Федоров, — в чем конкретно выразились противоречия наших действий уставу, программе партии или решениям вышестоящих органов? Но внятного ответа так и не получил.
Очевидно, что федоровцы не захотят сдаваться и будут апеллировать к пленуму ЦК, а затем и к съезду. «Раз сегодня, по мнению коммунистов, чьи интересы я до сих пор выражал как руководитель, существуют нарушения, — у меня нет права отказаться от того, чтобы эту точку зрения довести до руководства, до всей партии. И я это буду делать», — обрисовал свои дальнейшие действия опальный первый секретарь.
Впрочем, «доводить до руководства» свою точку зрения товарищу Федорову придется в экстремальных условиях. Полномочия горкома прекращены, а в состав сменившего его оргкомитета вошли 14 членов компартии, представляющих Москву и Петербург, из них девять человек — противники Федорова и пятеро — бывшие его союзники во главе с заместителем руководителя фракции КПРФ городского парламента Владимиром Дмитриевым.
Характерно, что лидера у «временного правительства» нет. Ряд аналитиков в связи с этим делают далеко идущие прогнозы, что «второе ленинградское дело» может сыграть роль детонатора в процессе идейно-политического размежевания во всей компартии — вплоть до раскола на ортодоксальных коммунистов и сторонников пресловутого «русского вопроса».

С лица воды не пить
Начало зимы совпадет с началом подготовки к новой, внеочередной конференции Петербургского городского отделения КПРФ. С первого декабря на берега Невы высаживается московский десант из дюжины членов ЦК КПРФ и депутатов Госдумы во главе с лидером компартии Геннадием Зюгановым. Столичные боссы проведут в Петербурге два месяца: они будут участвовать как в партийных собраниях первичных организаций и конференциях районных отделений КПРФ, так и непосредственно в городской конференции, в ходе которой состоятся повторные выборы руководящих и контрольных органов компартии в северной столице.
Тем временем страсти вокруг новой кандидатуры на пост «первого питерского коммуниста» кипят не по-детски. Один из заместителей председателя оргкомитета (председатель, напомним, по странности отсутствует), Юрий Белов, делает ставку на депутата Госдумы Святослава Сокола. Г-н Сокол уже однажды порулил петербургским горкомом — дистанционно, из московского кабинета, но быстро выдохся и уступил свое кресло Владимиру Федорову. У второго зампреда оргкомитета Валерия Рашкина, по некоторым сведениям, имеется свой фаворит — глава комиссии по промышленности, экономике и собственности ЗакСа Александр Ольховский. Сам г-н Ольховский свои лидерские амбиции пока тщательно затушевывает, при этом туманно намекая, что вопрос о будущем вожаке питерских зюгановцев будет-де «решен в декабре–январе» (то есть задолго до даты икс).
Интересно — оговорился или проговорился?
По идее, должен смениться и координатор фракции в питерском парламенте, хотя, по словам ее нынешнего главы Владимира Федорова, «вопрос этот никто пока не ставил».
Но одно ясно уже сейчас: эхо выплеснувшегося в широкий эфир внутрипартийного скандала имеет тенденцию к усилению.
О рейтинге КПРФ на предстоящих в марте выборах в питерские муниципальные советы, учитывая обстоятельства — основательно испорченный имидж, временной и человеческий ресурс, можно смело забыть — возрадуйтесь, конкуренты. Потеря лица коммунистами неизбежно повлияет на конфигурацию политического поля в обеих столицах, да и в стране в целом. И сказать, что в лучшую сторону — это надо быть ой каким оптимистом…

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА