ЛДПР хочет избирать президента на 7 лет: это счастливое число

Комитет Государственной Думы по госстроительству определился с поправками ко второму чтению законопроекта «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». Законопроект был одобрен в составе президентского пакета в первом чтении 14 ноября пятницу, второе чтение и третье чтения предполагается провести соответственно 19 и 21 ноября, передает наш корреспондент Лев Файнберг. Предлагается поправками к Конституции увеличить срок полномочий президента с четырех до шести лет, Госдумы — с четырех до пяти лет.
На заседании комитета его председатель Владимир Плигин отметил, что по двум другим законопроектам президентского пакета «нет проблем» — о правительстве и о контрольных функциях Думы в отношении правительства.
При обсуждении на заседании комитета в понедельник коммунист Виктор Илюхин согласился с шестилетним сроком полномочий президента, но предложил ограничить одним сроком избрание на эту должность одного и того же человека. Депутат сказал, что шесть лет — это достаточно большой срок, за шесть лет можно сделать все — и два бюджета определить, и с нацпроектами поработать. Коммуниста беспокоит то, что у нас в стране образуется авторитарное правление. Он напомнил о фактическом назначении губернаторов президентом и подчеркнул, что есть одна процедура в защиту от волюнтаризма — отрешение президента от должности.
Поправка Илюхина решением комитета помещена в таблицу отклоненных поправок, кроме автора инициативы, ее никто в комитете не поддержал.
Депутаты фракции ЛДПР Игорь Лебедев и Сергей Иванов предложили поправку, согласно которой срок полномочий президента продлевается не до шести, а до семи лет. Сергей Иванов пояснил членам комитета, что в противовес позиции Илюхина предлагается увеличить срок полномочий президента не до шести, а до семи лет. Автору поправки не нравится цифра «6», из которой образуется число дьявола. Плигин отметил, что американцы ее тоже не любят. Поэтому, продолжил Иванов, он считает, что «7» — это «нормальная цифра», он не считает, что такой срок приведет к чему-то ужасному. Еще один из мотивов в пользу семилетнего срока состоит в том, что 5 и 6 лет для полномочий Думы и президента не дадут политическим партиям нормально проводить выборы, за год они ничего не сделают из того, что обещали на предвыборной кампании. Третий аргумент состоит в том что мы не столь богаты, потому что выборы президента обходятся в миллиарды рублей — дороже, чем выборы Госдумы. «Демократия — вещь дорогая, но никто ничего лучше не придумал», — заметил в ответ Плигин. Однако поправка Лебедева и Иванова была поддержана только двумя голосами — самого Лебедева и имеющейся у него доверенностью отсутствовавшего на заседании члена комитета от ЛДПР Рифата Шайхутдинова (Иванов как член комитета по информполитике не может голосовать на заседании комитета по гостроительству). Поправку также поместили в таблицу отклоненных.
Серьезное обсуждение в комитете вызвали поправки в Конституцию, предложенные ко второму чтению законопроекта о сроках вице-спикером Владимиром Жириновским. Он вынес на рассмотрение палаты шесть изменений Конституции с тщательно проработанными новыми положениями основного закона, согласно которым в преамбулу его текста вносится понятие «русский народ», слово «президент» в названии должности главы государства заменяется выражением «Верховный Правитель Российской Федерации», упраздняется Совет Федерации, а Государственная Дума в основе однопалатного парламента сокращается с 450 до 300 депутатов.
По словам Плигина, предложения Жириновского, которые он выдвигает двадцать лет, кардинальным образом выходят за тот предмет, который урегулируется в законе, предметность которого определена в его названии.
Зампред комитета Александр Москалец подчеркнул, что в предложениях Жириновского даже не одна, а несколько новых концепций. Однако лидер фракции ЛДПР, член комитета Игорь Лебедев со своей стороны отметил, что внося эти поправки, авторы инициативы рассчитывали на изменения Конституции, а не ее отдельных пунктов.
«Это совсем недопустимо», — заявил Москалец. «Ведь страна на дыбы становится», — предупредил он. Зампред комитета считает, что законодатели не могут подвергать сомнению 1, 2 и 9 главы Конституции, касающиеся государственного устройства. Владимир Плигин отметил, что Жириновский предлагает «настолько сложный разговор», что он бы предложил автору инициативы вычленить те положения, которые он считает концептуально важными. Глава комитета «был бы признателен», если бы Жириновский посчитал возможным «исключить некоторые положения». Плигин фактически попросил присутствующего лидера фракции ЛДПР Лебедева отказаться от вынесения на публичное обсуждение палаты кардинальных изменений Конституции. Он отметил, что до рассылки текста второго чтения депутатам осталось несколько часов и в случае согласия Жириновского сократить объем своих поправок решение комитета может быть принято опросным путем.
Часть заседания прошла в закрытом для журналистов режиме. Предположительно, Плигин пытается договорится с лидером ЛДПР о том, чтобы поправки Жириновского не выносились в полном объеме на обсуждение Госдумы, чтоб не было соблазна у других субъектов законодательной инициативы выступать со своими предложениями по изменению основного закона.
Отмечено, что вокруг президентских законопроектов имеют место две интриги: добиться от Жириновского снятия с публичного обсуждения его предложений о кардинальных изменениях структуры власти в стране и одновременно провести вне публичного режима необходимую правку текста, представив дело так, что поправок ко второму чтению нет, кроме м.б. юридико-технических.