Представители российской игровой индустрии хотят спасти свою отрасль

Недавно представители российской игровой индустрии направили письмо главе правительства России. Иигорные зоны, в которых им разрешено работать с 1 июля 2009 года, не готовы; средства, которые должны были быть выделены на строительство инфраструктуры в регионах, зависли; а местные администрации по сути саботируют проект. Чтобы уложиться в сроки и избежать, таким образом уничтожения самой индустрии, взволнованные предприниматели предложили создать специальную структуру с госучастием, которая отвечала бы за строительство объектов, для этого нужно 75 млрд бюджетных рублей.
Елена Авдеюк, президент Российской Ассоциации "Мир игр", одна из тех, кто подписал это письмо, рассказала «Российской газете» о подробностях:
"В последнее время в средствах массовой информации развернулась полемика вокруг письма представителей российской игорной индустрии главе правительства по поводу перспектив игорных зон. Многие комментаторы увидели в этом письме только желание игорного бизнеса получить из федерального бюджета 75 млрд руб. Видимо, они прочитали наше письмо невнимательно, через строчку. Сейчас, по-видимому, настал момент, когда мы должны подробно и тщательно объяснить обществу нашу позицию.
Прежде хотела бы напомнить, что такое игорные зоны и откуда они должны взяться. Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", принятый в конце 2006 года, устанавливает, что с определенного момента времени, а именно с 1 июля 2009 года, вся игорная деятельность в России должна осуществляться исключительно на специальных территориях, именуемых игорными зонами. Эти зоны должны быть созданы в Калининградской области, Приморском и Алтайском краях, а также на границе Ростовской области и Краснодарского края, на берегу Азовского моря.
Согласно закону за создание игорных зон отвечают власти соответствующих регионов. Часть денег, необходимых для обустройства зон, должна поступить из федерального бюджета. Что же мы видим сегодня, через 22 месяца после принятия закона и всего за 8 месяцев до планируемого перемещения игорного бизнеса в специализированные зоны? Увы, приходится констатировать, что региональные власти вводят в заблуждение федеральное правительство и лично премьера, утверждая, что создание игорных зон идет по графику. Сегодня уже очевидно, что к 1 июля 2009 года зоны готовы не будут. Причем ответственность за провал этой программы общественное мнение возложит в первую очередь на сам игорный бизнес и федеральную власть, инициировавшую принятие закона.
Означает ли все это, что концепция игорных зон, изложенная в законе, была неверна и нуждается в корректировке? Наш ответ однозначен: нет, не означает.
В 2006 году, когда шло обсуждение законопроекта о госрегулировании игорного бизнеса, отношение к нему со стороны многих крупных субъектов отрасли было, мягко говоря, неоднозначным. Но тогда были альтернативы, предлагалось несколько вариантов регулирования игорной сферы. Сегодня ситуация изменилась, концепция выбрана, и никто не собирается ее менять.
Объективно для самого игорного бизнеса она не является неприемлемой. Благодаря зонам бизнес еще более укрупнится, станет жестко структурированным, что позволит окончательно исключить недобросовестных игроков, мешающих нормальному развитию отрасли. Сегодня многие заинтересованы в том, чтобы на рынке оставались только крупные, ответственные и экономически сильные компании. А сами игорные зоны смогут со временем стать русскими Лас-Вегасами.
Следующий вопрос: можно ли считать, что игорные зоны при нынешнем состоянии дел с их строительством могут быть созданы в срок, установленный законом, - к 1 июля следующего года? Ответ однозначен: нет, нельзя. Инфраструктура будущих игорных зон, не говоря о самих игорных заведениях, не находится сегодня даже в зачаточном состоянии. В такой ситуации "конкурсы на выделение земельных участков" под зоны становятся откровенной авантюрой. Мы видим, что кое-кто в регионах пытается использовать федеральный закон, устанавливающий порядок создания игорных зон, для распределения земельных участков в совершенно корыстных и не имеющих отношения к игорному бизнесу целях. Поэтому мы не хотим и не можем брать на себя даже часть ответственности за откровенную профанацию.
Сегодня можно утверждать: население, общество, руководителей страны обманывают, регулярно докладывая, что с игорными зонами якобы "все в порядке". Тем временем ничего не делается, а сама концепция, суть закона грубо извращаются.
Почему мы написали в правительство именно сейчас? Потому что еще не поздно исправить ситуацию. К 1 июля 2009 года не успеть, но в разумные сроки уложиться можно. Разумеется, если эффективные решения будут приняты достаточно оперативно. Можно, конечно, в таком случае просто явочным порядком закрыть игорную индустрию в принципе и ничего не предложить взамен. Но тогда зачем было принимать закон о госрегулировании, пытаться строить зоны? Давайте вспомним, что было исходной точкой для принятия закона в его нынешнем виде? Игромания? Разгул игорной рекламы? Криминализация бизнеса? Не будем лукавить, все перечисленное было, пусть и не в той мере, как это подавали некоторые СМИ. Новый закон совершенно изменил ландшафт игорной отрасли. Нет уже "уличного сегмента", игровые автоматы не увидишь в магазинах и на остановках общественного транспорта. Игромания? Об этом тоже почти ничего не слышно в последнее время. Но самое главное - и за это весь честный бизнес искренне благодарен правительству, - из бизнеса ушли полукриминальные, "теневые" компании.
К чему может привести нынешняя ситуация с неготовностью игорных зон? Нет, вы не угадали, легальный бизнес не перейдет на нелегальное положение. Мы просто закроемся, будем работать в других отраслях экономики. Но наше место, будьте уверены, не останется незанятым. Нам на смену обязательно придут те самые "теневые" криминальные структуры, вытеснение которых явилось самым наглядным и успешным результатом инициированной в 2006 году реформы. Мы не считаем такой вариант нормальным. Нам не нужен окончательный провал реформы отрасли. В этом придется расписаться властям. Потому мы предложили правительству нашу помощь в реализации программы строительства полноценных игорных зон. Притом наши оценки себестоимости зон значительно - примерно на 30 процентов - скромнее, чем запросы региональных властей, которые, похоже, планируют за счет федерального финансирования зон решить и много вопросов, к зонам отношения не имеющих.
Таким образом, наши предложения сводятся к тому, чтобы: существенно сократить финансовое бремя федерального и регионального бюджетов; передать менеджмент проектов по созданию игорных зон в частные руки и снять ответственность с неповоротливых, никуда не спешащих государственных органов различных уровней. Мы убеждены, что на сегодняшний день предлагаемая нами схема создания игорных зон становится не просто оптимальной, а единственно реалистичной. Мы надеемся и верим, что опыт прямого сотрудничества с правительством позволит достойно выйти из нынешней непростой ситуации, добиться, чтобы игорные зоны заработали на полную мощность".