Original Material
«Это возможность для белорусов открыть окно в мир»
-- Как вы относитесь к участию Минска в программе «Восточное партнерство»?
-- Белоруссия долгое время изолировала себя от Запада. Изменение этой ситуации необходимо всем -- и белорусскому народу, и власти, и оппозиции. Это возможность для белорусов открыть окно в мир. Выгоды для граждан от участия в «Восточном партнерстве» очевидны -- это не только политические и экономические реформы, но и снятие визовых ограничений для белорусов.
В качестве условия потепления отношений Евросоюз потребовал демократизации, но подобные требования выдвигают не только к Белоруссии. Власть больше готова к либерализации в экономике, чем в политике. И все же первые, пусть даже незначительные шаги были сделаны. Я считаю очень важным решением освобождение в прошлом году международно признанных политзаключенных -- этот шаг говорит о том, что у Белоруссии есть европейская перспектива.
-- Зачем Минску добиваться потепления отношений с Брюсселем?
-- Для нас это цивилизационный выбор, ведь Белоруссия -- европейская страна. Еще одной причиной сближения с ЕС стала неспособность белорусской экономической модели обходиться без внешней поддержки. В стране не были своевременно проведены реформы, она оказалась не готова к росту цен на энергоносители, хотя для нашей страны они по-прежнему дешевле, чем для Европы.
-- То есть главная причина -- подорожание российских энергоресурсов?
-- Да. Именно решение России о предстоящем переходе на мировые цены на нефть и газ сдвинуло процесс с мертвой точки. В прежние годы фактические дотации, получаемые Белоруссией за счет льготных цен, по разным оценкам, составляли от 6 до 10 млрд долл. ежегодно. Экономика чувствовала себя вольготно и без модернизации, но теперь ситуация изменилась.
-- Почему вы не согласны с перспективой признания независимости Абхазии и Южной Осетии?
-- Здесь важна позиция не только ЕС, но и тех стран, которые приглашены к участию в инициативе. Грузия вряд ли сядет за общий стол с Белоруссией, если Минск признает Цхинвали и Сухуми. А ведь «Восточное партнерство» предполагает не только диалог каждой из шести стран-участниц с Евросоюзом (программа нацелена на сближение с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. -- Ред.), но и прямое сотрудничество между ними. Если у Минска и Тбилиси будут серьезные разногласия, программа может развалиться. Белорусское руководство оказалось в сложной ситуации. Решение о непризнании кавказских республик будет дорого стоить Минску, поскольку Россия может отреагировать повышением цен на газ -- подобные экономические решения уже не раз были тесно связаны с политикой.
-- Полагаете, что Белоруссия может позволить себе рискнуть поссориться с Москвой в условиях мирового кризиса?
-- С экономической точки зрения выгоднее ориентироваться на Европу, которая будет вынуждать Белоруссию проводить реформы. До сих пор большие объемы российской поддержки не привели к модернизации белорусской экономики. Продолжение прежней политики, ориентированной на российские дотации, может увеличить экономическую зависимость, что создаст угрозу для суверенитета. Доминирующее положение одного из партнеров приводит к нестабильности, поэтому опасно быть завязанной на кредиты и инвестиции из одной страны, будь то Франция, Норвегия или Россия. Белоруссия должна дружить и с Россией, и с Западом, а для этого необходимо выравнять отношения с Евросоюзом.