Турция как особо ценный посредник
Эксперты называют Турцию самым недооцененным союзником Соединенных Штатов. Турция с ее способностью поддерживать тесные отношения со всеми главными действующими лицами разобщенного региона потенциально может помочь Вашингтону - например, установить контакт с Тегераном. У Турции есть связи с группой ХАМАС, и при этом у нее теснейшие отношения с Израилем, который воспользовался предложением Анкары о посредничестве в его контактах с Сирией. Кроме того, Турция заинтересована в поддержании стабильности в Закавказье - через ее территорию экспортируется центральноазиатская нефть. Она станет ключевым участником газового проекта "Набукко".
Однако сотрудник Брукингского института в Вашингтоне Омер Таспинар считает, что пока предпосылки сотрудничества выглядят не слишком обнадеживающими:
- Последние восемь лет, связанные с правлением администрации Буша, были трудными для американо-турецких отношений из-за кампании в Ираке, из-за упорного нежелания Вашингтона разговаривать с Ираном и Сирией, которые имеют с Турцией не только общую границу, но и в целом хорошие экономические, дипломатические и политические отношения. Отношения с Анкарой оставались для администрации Буша на втором плане. Приоритетными были Ирак, Афганистан, Иран. Готовность президента Обамы к диалогу с Сирией и Ираном повышает потенциальную роль Турции как посредника в этих контактах. При этом по-новому начинают выстраиваться и отношения между Анкарой и иракскими курдами. Турецкое правительство недавно начало серьезные дипломатические переговоры с курдским правительством на севере Ирака. И это, думаю, способно решить ряд проблем между Ираком и Турцией и заметно улучшить отношения Турции с Вашингтоном.
- Что, на ваш взгляд, станет наиболее важным в переговорах Барака Обамы с лидерами Турции?
- Для Турции очень важное значение имеет перспектива вступления ее в Евросоюз. Но членство в нем требует демократизации политической системы. Пока это остается проблемой. В последние 60 лет военные четыре раза брали власть в стране. Пока нет гарантий, что это не произойдет вновь. Очередной военный переворот, либо конфликт умеренного исламского правительства со светским военным истэблишментом, либо обострение курдского вопроса навредят отношениям Турции не только с Евросоюзом, но и с Вашингтоном. Поэтому не случайно президент Обама остановил выбор на Турции как на второй после Канады стране, которую он посещает для укрепления двусторонних контактов. Для Турции это большая честь. Это также говорит о готовности администрации Обамы с полным пониманием отнестись к притязаниям Турции на роль регионального лидера, который ждет от Соединенных Штатов уважительного обращения как с очень важным стратегическим партнером, оказывающим поддержку в афганской кампании. Турция хочет, чтобы США с нею советовались по таким региональным проблемам как иранская ядерная программа, Ирак, Сирия и израильско-палестинские переговоры. Полагаю, что на встрече с руководителями Турции Обама обсудит все эти проблемы.
- Как вы считаете, какова в этих переговорах будет позиция Обамы относительно геноцида армян в Турции в начале ХХ века?
- Я думаю, что президент Обама поставлен перед необходимостью нащупать такую линию поведения, которая бы не порождала антагонизма, не отталкивала бы Турцию от США в вопросе об армянском геноциде. Известно, что Обама еще в ходе своей предвыборной кампании пообещал признать факт массовых убийств армян геноцидом. Но если он это сделает - турецко-американские отношения могут быть серьезно омрачены. Интересно, что незадолго до визита Обамы группа американских законодателей призвала его поддержать последние попытки Турции и Армении договориться к возвращению к нормальным отношениям. Думаю, в этой ситуации многое зависит от Анкары. Если ей удастся вести себя правильно с Арменией - в результате переговоров открыть общую границу, установить дипломатические отношения с открытием посольства в Ереване - тогда обеим странам будет легче самостоятельно осознать необходимость скорейшего решения этой очень сложной для них исторической проблемы.