Выступление представителя центра "СОВА" на первой сессии совещания ОБСЕ в Вене
Мы публикуем выступление представителя Центра "СОВА" на первой сессии - "Legislation on Hate Crime" 4 мая 2009 года на конференции ОБСЕ "Преступления на почве ненависти -Эффективное выполнение законодательства" в Вене. С программой конференции (на русском) можно ознакомиться здесь.
Выступление Г.Кожевниковой
Supplementary Human Dimension Meeting on Hate Crimes - Effective Implementation of Legislation
Уважаемый господин председательствующий, уважаемые участники конференции.
Мне бы хотелось остановиться на проблеме необходимости сбора данных о преступлениях ненависти. Многолетний опыт нашей работы в сфере мониторинга таких преступлений показывает, что наряду с проблемами признания мотива ненависти в совершенном преступлении в России, и далеко не в ней одной, существует серьезный дефицит официального статистического учета подобных преступлений.
Статистические данные, публикуемые представителями правоохранительных органов, непрозрачны и практически не поддаются интерпретации, так как они недостаточно подробны. Вряд ли даже подробные данные по этой теме могут быть закрытой информацией.
В России ситуация усугубляется еще и тем, что в законодательстве преступления ненависти включены в более широкое понятие "экстремизм", которое включает также крайне широкий спектр деяний от террористических актов до интолерантных религиозных и даже политических высказываний. Данные публикуются, как правило, во всей этой категории. А если даже говорится именно о преступлениях по мотиву ненависти, то отсутствует возможность раздельного учета насильственных преступлений и преступлений, связанных с пропагандой ненависти.
Кроме того, фактически, учет ведется не по инцидентам, а по уголовным делам, в которых в качестве обвинения уже присутствует мотив ненависти. Практически нет ни статистики инцидентов, в которых существует подозрение на этот мотив, ни официальной статистики пострадавших в подобных инцидентах. Но сбор и учет такой информации очень важны даже для тех случаев, в которых при дальнейшем расследовании мотив ненависти не подтвердится и/или его не удастся доказать. Во-первых, общество должно получить сигнал, что правоохранительные органы серьезно обеспокоены этой проблемой. Во-вторых, само сопоставление количества инцидентов с подозрением на мотив ненависти и количества заведенных дел, учитывающих данный мотив, способно обозначить масштаб проблемы.
В связи с этим хотелось бы предложить несколько рекомендаций