Председатель Конституционного суда Зорькин: КС должен получить право проверять предлагаемые поправки к Конституции до их принятия

Одним из самых значительных событий первого года президентства Дмитрия Медведева стало внесение поправок в Конституцию — первых с момента ее принятия в 1993 году. Поправки предполагают увеличение сроков полномочий главы государства (с четырех до шести лет) и Государственной думы (с четырех до пяти лет), а также введение ежегодного отчета правительства перед нижней палатой Федерального собрания.
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в интервью «Коммерсанту» заявил, что не видит в поправках ничего противоречащего основам конституционного строя, но полагает необходимым внести в законодательство норму, по которой Конституционный суд смог бы проверять предлагаемые поправки к Основному закону.
«У нас нет такого права, поэтому ответственность за все издержки изменений лежит на политиках, они могут даже разрушить идею Конституции. А Конституционный суд должен действовать в рамках той конституции, которая ему задана. Он может истолковывать ее, но не может сделать другую конституцию», - заявил Зорькин.
Он считает, что такой законопроект мог бы внести любой орган власти, обладающий правом законодательной инициативы. По мнению Зорькина, «президент как гарант Конституции прежде всего должен быть заинтересован в механизме, который застраховал бы ее от разрушительных норм».
Зорькина отмчеает, что поправка об увеличении сроков полномочий президента «никак не затрагивает сути президентской власти, ее правового характера». Глава КС считает, что отчет «правительства перед парламентом мог бы быть сложившимся конституционным обычаем».
Отвечая на вопрос, как часто допустимо пересматривать Конституцию, Зорькин ответил: «Лучше бы ни разу».
Зорькин признал, что между Конституционным, Верховным и Высшим судами периодически обостряется конкуренция, однако, по его мнению, Конституционному суду никаких новых полномочий, кроме тех, которые он уже назвал, не нужно. Он считает, что у КС и так есть приоритет. «Если Конституционный суд выносит решение о неконституционности нормы, то, по крайней мере, должны быть пересмотрены все судебные решения, по которым обратились заявители, а также все дела, по которым решения вынесены, но не исполнены», - отметил он.