"Мастер-класс" автора "Возвращения"
Издательство "Мир искусства" выпустило первую книгу в серии "Мастер-класс". Автор — лауреат Каннского кинофестиваля Андрей Звягинцев, режиссер фильмов "Возвращение" и "Изгнание".
В маленьком зале кинотеатра "Мир искусства" гостей принимали его создатели, они же издатели книги Андрея Звягинцева — Дмитрий Куповых и Сергей Тютин.
"В 2001 году научились показывать кино с цифрового носителя практически так же, как с кинопленки, — рассказывает Сергей Тютин. — Возникла идея создания альтернативных кинотеатров, в которых можно увидеть то, чего нельзя посмотреть в других. И мы приобрели один из первых проекторов, которые приехали в Россию, поставили его в этом зале и открыли кинотеатр "Мир искусства". Но технология технологией, а главное — содержание. Мы решили показывать классическое, авторское, современное авторское кино, документальные фильмы, анимацию, фильмы по искусству. Кроме "Музея кино" в Москве увидеть это было негде. При кинотеатре существовала маленькая киношкола, ребята занимались и смотрели классические фильмы, начиная от немого кино и до наших дней. В дальнейшем мы в Сокольниках открыли киноклуб "Арт-кино". А поскольку нас учили, что для создания большого искусства надо ставить большие цели, то мы решили поставить себе "скромную" задачу — возродить авторское кино в России. В сентябре 2007 года мы запустили проект "Мастер-класс". Этот проект преследовал еще одну "скромную" цель — повышение кинематографической культуры в нашей стране. Соответственно, предполагалось, что некоторые носители этой кинематографической культуры еще живы, и среди молодых режиссеров тоже есть люди, которые ей обладают. И один такой кинематографист сидит рядом со мной, он был одним из первых гостей нашего киноклуба "Мастер-класс". Встреча получилась настолько чудесной, что мы поняли: это будет интересно не только тем, кто присутствовал, но и всем, кто интересуется кино. И задумали вот эту книжку".
"Передо мной стояла дилемма — то ли превращать этот текст в литературный, то ли оставить его живым, — признается Андрей Звягинцев, отмечая некоторую "косноязычность" исходного материала. — Я его несколько почистил и прибрал. В общем, это моя премьера под обложкой".
"Премьера под обложкой" вышла живой и совершенно не косноязычной. В книге Звягинцев рассказывает и о том, как проходили
Звягинцев рассуждает о живописи, о мифах, о Ветхом и Новом заветах, об античной трагедии, то есть обо всем, что имеет прямое отношение к его кинематографу и помогает зрителям лучше его понять съемки, и о том, как не могли уложиться в бюджет, и о том влиянии, которое оказала на него картина Антониони "Приключение", и о том, чем отличается киноактер от артиста театрального. Но главное — Звягинцев рассуждает о живописи, о мифах, о Ветхом и Новом заветах, об античной трагедии, то есть обо всем, что имеет прямое отношение к его кинематографу и помогает зрителям лучше его понять. Причем рассуждает очень содержательно, на уровне, который совершенно не в чести у большинства современных кинематографистов.Что касается нынешнего положения авторского кино в России, то оно переживает не лучшие времена, говорит Звягинцев.
"По-моему, сюда приходит продюсерское кино. Люди, которые имеют деньги, ставят на деньги, на возврат денег и только на это, — говорит лауреат Каннского фестиваля. — Ну что, снимать на видео? Не знаю, что
Люди, которые имеют гигантские возможности, не хотят заниматься просвещением. Они совершенно забыли совесть. Это понижающая селекция будет с кино. Могу от себя говорить: я уже полгода ищу финансирование, и не могу найти". По словам режиссера, из трех задуманных им проектов (одного малобюджетного и двух дорогостоящих) найти средства удалось только на одну полнометражную ленту. Но не в России, а в Европе, и начнутся съемки только в 2012 году. В России с октября 2008 года денег привлечь не удается. "Это просто губительная история, когда всем заправляют продюсеры, которые опираются на институт звезд, отказывают авторам в их решении, в их риске, в творческом риске, — Андрей Звягинцев не может сдержать эмоции. — Люди, которые имеют гигантские, огромные возможности, не хотят заниматься просвещением. Они совершенно забыли совесть. Это понижающая селекция".О будущем полнометражном фильме, финансирование для которого найдено на Западе, режиссер пока говорить не хочет. Работа над ним начнется через три года, и автор фильмов, побеждавших в Венеции и Каннах, мог бы до тех пор снять короткометражную ленту. Но на нее денег нет.