Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Операция на совести

Архангельские медики впервые за долгие годы вышли на улицы

Операция на совести. Архангельские медики впервые за долгие годы вышли на улицы. Что происходит в больницах на берегах Северной Двины — выяснял The New Times


Хирурги Первой городской больницы Архангельска Алексей Попов и Иван Ростовский уверяют, что выход на улицу — мера вынужденная. 29 мая архангельские медики вместе с коллегами из Северодвинска и Новодвинска вышли на площадь Ленина, пытаясь привлечь внимание властей к катастрофическому, по их мнению, положению медицины в области. «Проблемы в здравоохранении региона зрели годами, — говорит Алексей Попов. — Ситуация шла к точке кипения постепенно». Сейчас в Первой горбольнице идет ремонт. На 3-м этаже, где расположено 1-е отделение хирургии, стены красят в фиолетовый цвет. «Мы, конечно, не врачи, но ситуацию в больнице знаем, — говорит охранник Аркадий Лопатко. — В Архангельске это впервые, когда люди возмущаются и готовы идти на площадь, мы привыкли сидеть и смотреть, ждать чего-то». По словам одного из хозяйственных работников, ремонтируют больницу постоянно. «Только один ремонт закончится, в том же месте начинается другой, — говорит он. — Денег на новое оборудование нет, а отмывать деньги через эти ремонты все горазды». «Мы выйдем на митинг, — говорит медсестра Ольга. — С доктором Поповым я работаю давно, он знает, что делает. Посмотрите, чем мы работаем, сколько лет этим инструментам, какого они качества. Ремонт в коридорах делают, а вы зайдите в палаты».

Пациенты о протесте врачей тоже наслышаны. «Мне недавно делали рентген грудной клетки, была огромная очередь, — рассказывает Елена. — Нам сказали, что работает только один аппарат, другие в ремонте. Разруха полная. Я сама бюджетница и проблемы таких организаций отлично знаю».

Опасный диагноз Даже если речь шла бы только о Первой городской больнице, ситуация серьезнее некуда. Учреждение принимает за год около 30 тыс. больных, проводит 4,5 тыс. операций. Но в относительно рабочем состоянии находятся лишь два эндоскопа (прибор для обследования желудка), а должно их быть 6–8, рентген-аппараты дышат на ладан. Как утверждают члены инициативной группы медиков, на ремонт и замену оборудования больнице нужно как минимум 27 млн рублей. Дело не только в технике, еще один диагноз Первой городской — острая кадровая недостаточность. Хирурги работают по две смены, анестезиологами укомплектована на треть.

«В течение двух с половиной лет мы писали главному хирургу Архангельской области Андрею Березину программы о выведении хирургии из кризиса. Говорили о проблемах с техникой, о кадровых вопросах, — рассказывает Алексей Попов. — Понимания мы не встретили. Начиная с марта у нас начались критические перебои с техникой. К маю мы подошли с минимальным набором инструментов и диагностической аппаратуры, ситуация приближается к катастрофической. Но нам говорят, что денег нет и не будет».

Слово «катастрофа» в разговоре он уверенно повторит несколько раз. В своих требованиях организаторы митинга на 1-е место ставят именно обеспечение больниц техникой, затем — кадровые проблемы, «зарплатный» вопрос — на 3-м месте. Но власти предпочитают обвинять врачей в спекуляции на проблемах, раздувании страстей и даже политиканстве. «Никакой политической подоплеки нет и быть не может, — уверил The New Times хирург Попов. — Это дело врачей и их пациентов». «Если они (власти) озвучат каких-то «заказчиков» митинга, мы просто посмеемся», — поддерживает его коллега Иван Ростовский.

Поиск заказчика «Есть основания полагать, что митинг — хорошо спланированная и организованная акция, за которой стоят некие политические силы», — заявила заместитель губернатора региона по социальным вопросам Елена Куд­ряшова. Уточнять, кто и зачем организует митинг, она отказалась. Официальная газета мэрии и обладминистрации «Архангельск» в своей статье о протесте врачей была еще более прямолинейна, окрестив митинг мышиной возней и раскачиванием лодки.

По мнению областных властей, проблем с медициной у архангелогородцев нет. А если и есть, то это проблемы точечные, не знаковые для всей отрасли. «Это лишь неадекватная реакция на некоторое напряжение, возникшее в отдельно взятой больнице, в отдельно взятом коллективе, среди отдельно взятых врачей», — считает директор областного департамента здравоохранения Андрей Красильников. По его словам, если бы в больнице реально отсутствовало оборудование, необходимое для оказания первой медицинской помощи, то учреждение просто не получило бы лицензию.

Диалог между врачами и чиновниками идет в заочном режиме. Заседания согласительных комиссий проходят, но медики признаются, что пока они больше напоминают диалог со слепоглухонемым. Пока максимум, на что готовы пойти власти, — выделить больнице 4,8 млн рублей, то есть в 5 раз меньше, чем требуют врачи. А врачам-бунтовщикам тем временем предлагают по-хорошему подать по собственному желанию.

Коррупционный фон Скандал вокруг протеста врачей разворачивается на фоне общей нестабильности в регионе. Губернатор Илья Михальчук, который до своего назначения на этот пост в 2008 году был мэром Якутска, расставил на ключевые посты в областной админист­рации людей из своей прежней команды. На двоих приезжих чиновников уже заведены уголовные дела — их подозревают во взяточничестве. Тихо протестует бизнес и депутатский корпус. И протест врачей может быть не последним. Пока митинг для медиков — попытка операции на совести власти. Если получится, их примеру могут последовать другие. Не получится — градус протеста в архангельском обществе только возрастет.

Д

емографическая ситуация в Архангельской области оставляет желать лучшего. По данным Минздравсоцразвития, область входит в число 20 регионов со смертностью выше среднероссийской (от 15,6 до 17 смертей на тысячу человек) и в число 31 региона с тем же показателем по младенческой смертности (от 9,2 до 13). В 2008 году младенческая смертность по области была 10,7, общая — 16,9.