Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Первый зампред Банка России Улюкаев: выход из кризиса будет длинный и тяжелый


Первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев считает, что выход из нынешнего кризиса будет гораздо более длительным и тяжелым, чем из кризиса 1998 года. Основная причина — бурный рост предыдущих лет, истощивший свободные ресурсы российской экономики, рассказал он в интервью журналу «Коммерсант Деньги».

Улюкаев считает, что кризис 1998 года и нынешний кризис – это совершенно разные ситуации: «Они совпадают только магией цифр. Там август 1998-го, а здесь август 2008 года. Больше ничего общего нет».

В ситуации 1998 года надо было дать экономике оборотные средства. Девальвация создавала возможность для роста конкурентоспособности, а предоставление оборотных средств давало основание эту конкурентоспособность реализовывать, запустить соответствующие механизмы, поэтому наблюдался V-образный кризис: очень глубокий спад, быстрый выход из него и начало роста, объясняет Улоюкаев.

Кризис 1998 года случился на фоне спада, что означает огромный объем невостребованных ресурсов - незанятые производственные мощности, свободные трудовые ресурсы. По словам Улюкаева, «девальвация в этой ситуации является благом, потому что позволяет без инвестиций, без ничего, на ровном месте повысить конкурентоспособность производств и насыщать внутренний и внешний рынок продукцией».

Улюкаев отметил, что при кризисе на фоне долгого и довольно быстрого подъема, когда степень использования всех ресурсов - и трудовых, и финансовых, и производственных мощностей - очень высока, девальвация не дает каких-то решающих преимуществ. Она позволяет снять проблему отрицательного сальдо платежного баланса, снять проблему давления на финансовую систему. Для некоторых отраслей она выгодна с точки зрения конкурентоспособности, но она не может быть основанием для резкого изменения ситуации в экономике.

Второе отличие этих двух кризисов в том, что тот был локальный — мир был готов предъявить спрос на продукцию, дать инвестиционный ресурс. «Вы только запустите механизм, а все остальное за вас сделают сопутствующие обстоятельства», - говорит Улюкаев. Нынешний кризис – глобальный, спрос при нем гораздо избирательнее.

Таким образом, «выход из кризиса будет не V-образный, а U-образный, длинный, тяжелый, не в ту же благостную точку, а на более консервативную линию развития, которая предполагает решение большого количества различных вопросов. И, с моей точки зрения, это прежде всего вопросы институционального развития», - считает первый зампред ЦБ.

Банк России и правительство уже многое сделали для преодоления первого шока. Сейчас больше внимания надо уделить законодательству, нормативной базе, защите прав собственности, то есть базовым вещам, говорит Улюкаев.