Original Material
Московский мир
Дмитрий Медведев и Барак Обама хотят покончить с "холодной войной"
В преддверии визита Барака Обамы в Москву Дмитрий Медведев вспоминает другого популярного американского президента -- Джона Кеннеди. Вчера г-н Медведев опубликовал очередное обращение в своем видеоблоге, которое закончил словами Кеннеди, сказанными после Карибского кризиса: «Если мы теперь не сможем покончить со всеми нашими разногласиями, то по крайней мере сможем сделать мир безопасным, несмотря на сохраняющиеся различия». Эти слова российскому лидеру «кажутся очень правильными».Прошло сорок с лишним лет, нет уже Советского Союза, а суть отношений Москвы и Вашингтона не изменилась: страны по-прежнему признают разногласия и различия между собой и по-прежнему вопреки этим разногласиям пытаются сделать мир безопасным. Как и в 2005 году, когда сенатор Обама впервые в своей жизни приезжал в Россию для инспекций по разоруженческой программе Нанна--Лугара, теперь речь тоже идет в первую очередь о сокращении ядерных арсеналов. Вчера в интервью агентству AP г-н Обама подчеркнул, что сотрудничество с Россией в области ядерного разоружения идет продуктивно, и опроверг мнение о противостоянии по проблемам Ирана и КНДР -- Москва и Вашингтон в этом плане, по его словам, «очень хорошо сотрудничают».
Высокопоставленные чиновники с обеих сторон рекламируют первые достижения: есть прогресс в переговорах по новому договору, призванному прийти на смену истекающему в этом году СНВ-1. Министр иностранных дел Сергей Лавров вчера заявил, что эти переговоры идут «конструктивно и результативно» и в Москве руководителям двух государств будет представлен соответствующий доклад. «Рассчитываем, что президенты зафиксируют достигнутый прогресс и подтвердят свое поручение о завершении работы к декабрю текущего года, когда истекает действие нынешнего договора», -- приводит ТАСС слова г-на Лаврова. В свою очередь советник президента США по России и Евразии Майкл Макфол отмечает, что уже достигнуто понимание: в новом договоре будут предусмотрены сокращения не только боеголовок, но и их носителей. «Конкретные цифры, думаю, мы определим ближе к концу переговоров, поскольку они зависят от того, что именно мы считаем», -- говорит он. А с этим есть проблемы: «Найти соотношение между этими параметрами (боеголовками и средствами доставки. -- Ред.) достаточно сложно, поскольку российские вооруженные силы структурированы иначе, чем наши вооруженные силы».
Что за пределами сферы безопасности?
Дмитрий Медведев подчеркивает, что ему с президентом Обамой нужно восстанавливать отношения двух стран практически из руин. «В последние годы отношения между нашими странами, по сути, деградировали. Кризис доверия, бездействие, нежелание что-либо предпринимать -- можно подбирать самые разные слова. Факт в том, что при довольно неплохом личном контакте с прежним президентом отношения между Россией и США скатились едва ли не на уровень «холодной войны», -- говорит г-н Медведев. Поэтому на московских переговорах он намерен «уделить внимание всем аспектам наших отношений»: «России и Америке нужны новые общие взаимовыгодные проекты: и в бизнесе, и в науке, и в культуре. Движение вперед -- на основе абсолютно практической повестки дня».
Высокопоставленный российский источник на вопрос о том, где можно найти точки соприкосновения в перечисленных сферах, начинает отвечать так: «Во-первых, у нас есть «негативная» повестка...» Первым пунктом в этой «негативной» повестке идет символический, но в практическом плане бессодержательный вопрос о существовании поправки Джексона--Вэника. И даже здесь чиновник не склонен к большому оптимизму: будет удовлетворительным результатом, считает он, если в Москве Барак Обама твердо заявит, что нынешняя американская администрация считает важным устранить это препятствие.
А вот с «позитивной» повесткой намного сложнее -- конкретных весомых идей, похоже, ни у кого нет. И по простой причине: ни у той, ни у другой стороны нет сегодня кровной заинтересованности или жгучей необходимости в общих проектах. Это естественно, если вспомнить, что Россия для США -- 23-й партнер в торговле, а США для России -- 8-й. В Москве президенты Медведев и Обама планируют провести встречу с представителями бизнеса -- возможно, она создаст предпосылки для изменения этого баланса. Иначе Москве и Вашингтону еще долго придется констатировать то, о чем сказал в видеообращении Дмитрий Медведев: «Сегодня нас, бесспорно, объединяют базовые цивилизационные ценности -- ценности уважения человеческой жизни, прав и свобод человека». И хотя именно по этим параметрам у России и США есть друг к другу немало замечаний, сама констатация такой общности -- уже немало. Как говорится, лишь бы не было войны.