Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Военный эксперт Владимир Дворкин: совместная разработка и развертывание ПРО для России и США важнее, чем новый договор по СНВ


Президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама после нескольких часов переговоров, как и ожидалось, подписали рамочный документ о сокращении ядерных арсеналов и договор о транзите американских военных грузов в Афганистан. Переговоры президентов для «Полит.ру» комментирует руководитель Центра проблем стратегических ядерных сил, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор Владимир Дворкин:

«По-видимому, самым позитивным результатом встречи президентов России и США было достижение договоренностей о транзите в Афганистан. Возможно, будут решены вопросы более глубокого сотрудничества, в том числе военного сотрудничества, прежде всего, по линии разведывательных служб, а, может, и обучение российскими специалистами афганских военнослужащих и полиции.

Что касается достижения прогресса в области СНВ и ПРО, здесь приходится констатировать, что результат по существу нулевой, поскольку параметры, о которых договорились стороны, настолько широки, что достигнуть сужения этого диапазона будет достаточно сложно.

Например, по стратегическим носителям 500 – 1100 носителей - это диапазон, который называется «запросным» вариантом. Для США выгодно сохранение как можно большего количества носителей, поскольку у них достаточно новые носители, и они еще долгое время могут находиться в боевом составе. Россию, конечно, не устраивает этот верхний диапазон по носителям, поскольку для того, чтобы достигнуть по боезарядам нижнего уровня примерно 1100 единиц, Соединенные Штаты будут разоружать свои носители, снимая боезаряды, и оставляя свободными посадочные места, на которые они потом смогут установить в кризисных ситуациях значительное количество, может быть, 2 000 боезарядов. И Москва этого опасается, хотя это опасение носит достаточно виртуальный характер.

У России по существу нет возвратного потенциала, потому что у России нет такого количества стратегических носителей. Поэтому она и пошла на такой низкий предел в 500 единиц, цель которого - уговорить США как можно больше отойти от своих критических пределов.

Все это свидетельствует о том, что основная проблема достижения новых договоренностей лежит в сфере отсутствия компромисса по противоракетной обороне, прежде всего, «третьего позиционного района», то есть радаров в Чехии и противоракет в Польше.

Это решение никаким образом не затрагивает военную безопасность России, поскольку никак не влияет на снижение российского потенциала ядерного сдерживания. Это чисто политическая проблема. Она связана с тем, что Соединенные Штаты довольно бесцеремонно в одностороннем порядке приняли план развертывания «третьего позиционного района», несмотря на то, что еще в 2002 году в совместной декларации, подписанной президентами двух стран, зафиксирована необходимость стратегического партнерства, в том числе в этой области. Соединенные Штаты не посчитались с этой декларацией и не только не провели консультации или переговоры, но даже своевременно не информировали об этих планах. Это, конечно, оскорбило руководство России.

Компромисс здесь все-таки возможен, поскольку Обама еще до этого саммита, несколько месяцев тому назад заявил, что план развертывания «третьего позиционного района» будет пересмотрен. Не потому, что Россия возражает против него, а потому что администрация Буша-младшего принимала это скороспелое, поспешное решение, несмотря на то, что по существу все противоракетные средства не прошли достаточного объема испытаний, и работоспособность этой системы стоит под вопросом. Если президент Обама примет решение о том, что этот план будет «заморожен», например, на 5 – 6 лет, то тут компромисс возможен. Но лучшим выходом из положения было бы, безусловно, принятие решения о совместной разработке и развертывании противоракетной обороны. Я считаю, что достижение такого соглашения даже важнее, чем новый договор по СНВ, хотя он, конечно, тоже важен».

См. также:

  • Военный эксперт Александр Храмчихин: заключенное с США соглашение – меньшее зло, чем его полное отсутствие
  • Обама и Медведев пообещали сложить ядерное оружие
  • Итоги визита Барака Обамы в Россию. Документы, принятые по итогам российско-американских переговоров