Западные СМИ о российско-грузинском конфликте: за прошедший год Европа так и не определилась со своей позицией

За прошедший год позиция США по российско-грузинскому конфликту стала более осторожной и умеренной, а вот Европа так и не определилась со своей позицией, пишут западные СМИ.
Накануне годовщины августовской войны Москва обвиняет Грузию в провокациях, и Вашингтон оказался перед дилеммой. С одной стороны, США нуждаются в поддержке России перед лицом иранской и северокорейской ядерной угрозы. С другой стороны, Москва признала независимость Южной Осетии и Абхазии – сепаратистских районов Грузии, пишет Le Matin.
«Остаются противоречия (…) каждая сторона пытается сначала посчитать очки, и это опасно», - сказал Джеймс Коллинз, бывший посол США в Москве, эксперт Фонда Карнеги. Но, успокаивает он, пыл Москвы был охлажден в августе 2008 года, Россия и США теперь озабочены тем, чтобы избежать нового взрыва. И администрация Обамы продемонстрировала свое желание восстановить связи с Москвой, хотя отношения между двумя странами опустились на самое дно во время грузинского конфликта, который проходил под управлением предшественника Обамы Джорджем Бушем.
По отношению к грузинскому союзнику целью последнего визита американского вице-президента Джо Байдена на Украину и в Грузию было установить равновесие с российско-американским саммитом, который прошел двумя неделями ранее, считает Стивен Пайфер, старший советник Центра стратегических международных исследований США, экс-посол США в Украине.
В Тбилиси Байден посоветовал грузинскому парламенту не прибегать к силе, чтобы завоевать Южную Осетию и Абхазию, утверждает специалист. Он пытался убедить грузин, что хорошие отношения между Россией и США нисколько не будут мешать отношениям Вашингтона и Тбилиси.
Оба эксперта полагают, что Байден пытался всем показать, что новая американская администрация хотела бы сохранить дистанцию в отношениях с грузинским президентом Михаилом Саакашвили, чтобы вызвать расположение как России, так и грузинской оппозиции.
«Изучение грузинского вопроса будет более взвешенным и менее персонализированным, чем это было при администрации Буша», - сказал Пайфер в интервью, опубликованном на сайте Центра политического анализа Council of Foreign relations.
По его мнению, перед российским гигантом администрация Обамы будет осторожной в военных отношениях с Грузией. «Я не думаю, что обеспечить Тбилиси оружием является приоритетом администрации», - говорит эксперт, напоминая озабоченность Вашингтона экономическим и демократическим развитием страны.
Такого же мнения придерживается Томас Гомар (Thomas Gomart), директор глава Программы России и СНГ во французском институте международных отношений в Париже (IFRI). На страницах Le Monde он отметил, что позиция США по отношению к России и Грузии сильно изменилась. Отношение Барака Обамы более осторожно и конструктивно, чем оно было у Джорджа Буша. В отличие от своего предшественника, Обама не считает Россию незначительной величиной на мировой арене. Поэтому Вашингтон изменил свое отношение к вступлению Грузии и Украины в НАТО. США полагают, что если это вступление произойдет слишком быстро, оно может как ничто другое дестабилизировать обстановку в регионе.
Отношение европейцев к этой проблеме изменилось в наименьшей степени, хотя их конфликт касается более непосредственно.
Августовская война прошлого года привела к катастрофическим последствиям для Грузии», - сказал Георгий Хуцишвили, руководитель Международного центра по конфликтам и переговорам в Грузии в интервью AFP. «Перспектива восстановления ее территориальной целостности была отложена на неопределенный срок, возможно, навсегда. Вступление Грузии в НАТО и ЕС стало менее реальным. НАТО не может принять страну с иностранными военными базами на ее территории», - подчеркнул он.
В целом расширение альянса за счет Украины, Грузии и других стран может быть временно заморожено, считают эксперты.
На Кавказе сохраняется противостояние, и нельзя исключать новых вспышек насилия. Целый ряд переговоров между Россией, сепаратистскими республиками и Грузией прошел в Женеве, но без особого успеха. «Инциденты с применением насилия, а также отсутствие эффективного режима безопасности в самих зонах юго-осетинского и абхазского конфликта и вокруг них создают опасную атмосферу, чреватую новой вспышкой масштабных военных действий», - предупреждает International Crisis Group, находящаяся в Брюсселе.
На вопрос, какими будут цели и задачи нового конфликта, Томас Гомар ответил: «Это вопрос, который европейцы должны обязательно себе задать. Какой будет их реакция, если европейский наблюдатель будет привлечен к событиям на территории? У Евросоюза нет четко выраженной позиции на этот случай. С грузинской стороны, президент Саакашвили во что бы то ни стало хочет остаться у власти. Территориальная целостность Грузии в некотором роде стали альфа и омега его политики. Что касается России, она решила напомнить Саакашвили, что его власть висит на волоске, и что она может перерубить этот волосок, когда ей этого захочется. Своим присутствием в Осетии и Абхазии Россия также напоминает Армении, Азербайджану, а также Турции, что она остается мощной державой в регионе».