Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Константин Макиенко: Россия в ближайшем будущем начнет импортировать все возрастающие объемы иностранных вооружений


"Россия, сохраняя статус крупного экспортера вооружения, в ближайшем будущем начнет импортировать все возрастающие объемы иностранных вооружения и военной техники (ВВТ). Само по себе это совершенно нормально. В мире нет стран, национальный военно-промышленный комплекс которых полностью обеспечивает потребности вооруженных сил", - пишет заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко в статье в журнале "Коммерсант-Власть".

Как отмечает эксперт, "даже США с их колоссальными научными, технологическими и индустриальными ресурсами являются крупным покупателем вооружения и военной техники. То же самое относится и ко всем остальным ведущим экспортерам ВВТ — Великобритании, Франции, Израилю и Германии. Однако первые же шаги российских военных в этом направлении выглядят весьма противоречивыми. Если закупка израильских беспилотников и идея приобретения комплектов Felin была широко одобрена неправительственными экспертами, то намерение приобрести Mistral вызвало поток критики". "Поскольку для России закупки продукции военного назначения — это новая практика, возникает по меньшей мере два вопроса: каковы должны быть общие принципы таких закупок и какие потенциальные партнеры выглядят предпочтительными?", - задается вопросом Макиенко

"Во-первых, в идеале предпочтительным является не импорт вооружения, а реализация совместных международных проектов на основе партнерства с разделением рисков. Такие совместные проекты предполагают равное участие партнеров в финансировании НИОКР и серийного производства, сопоставимые закупки в интересах национальных вооруженных сил и совместное продвижение продукции на мировом рынке. Причем практика показывает, что многосторонние программы, которые требуют слишком долгих политических и организационных согласований и мучительной гармонизации технических требований различных армий, далеко не оптимальный вариант. Пример военно-транспортного самолета A-400M, противоречия и взаимные подозрения участников проекта Eurofighter наглядно показывают всю сложность проектов с большим количеством участников. Гораздо более эффективно двустороннее сотрудничество, например создание франко-итальянских фрегатов FREMM", - отмечает эксперт в статье.

"Второй (а по важности, вероятно, даже первый) принцип, на основании которого производится большинство импортных закупок в мире,— обязательное проведение конкурса между несколькими участниками. Третье, ставшее уже практически стандартным правило при закупке крупных партий иностранного вооружения — передача технологий. Наконец, мировая практика импорта вооружения подразумевает наличие офсетных требований, то есть встречных инвестиций продавца в экономику страны-покупателя", пишет Макиенко.

По словам эксперта, наиболее вероятными поставщиками поставщиками оружия в Россию являются Франция ("Французские экспортеры, которым удается работать на таких, казалось бы, взаимоисключающих рынках, как пакистанский и индийский, китайский и тайваньский, отличаются весьма прагматичным подходом"), Италия, Германия и Израиль.

См. подробнее: "Коммерсант-Власть"