Президент выделил миллион рублей для помощи освобожденным

«На 4 конкурсе грантов Президента России, в котором участвовало около 20000 общественных организаций, нам достался 1 миллион для осуществления программы социальной помощи освобожденным», - заявил на пресс-конференции член Общественного совета при министре внутренних дел, председатель Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин. Он отметил, что задача проекта — не допустить того, чтобы люди, отбывшие наказание, оказавшись на свободе, вновь совершили преступление.
По его словам, проблема реабилитации освобожденных всегда стояла перед российским государством. В 19 веке эта задача решалась общиной, которая должна была позаботиться о своем бывшем члене, освободившимся из мест лишения свободы. Позже исправительные учреждения, каторжные учреждения, арестантские роты были не только обязаны исполнить наказание, но и помочь человеку устроиться в жизни. Человек получал некую профессию и возвращался на свое прошлое место жительства и работы. Это обеспечивало достаточно низкий рецидив. В 19-м веке уровень рецидива составлял 10-15 процентов.
«Советская власть, в свою очередь, создала очень стройную систему помощи освобожденным. Местные органы исполнительной власти обязаны были трудоустроить освобожденного в течение 10 суток с момента его прибытия к месту жительства, а если он лишался жилья, предоставить ему иную жилую площадь. Элемент социальной реабилитацией был также очень важной составляющей в решении проблемы бывших заключенных. До 1989 года в исправительных учреждениях велась статистика рецидива, в 89 году статистическая работа нарушилась, была отменена социальная реабилитация, и реальной помощи освобожденным больше не оказывалось», - заявил Андрей Бабушкин.
Бабушкин подчеркнул, что зачастую люди, выходя из тюрем и колоний, идут на преступление только потому, что не могут выжить по-другому. У некоторых из этих людей, по словам правозащитника, отсутствуют паспорта, некоторые за время отбывания наказания были незаконно лишены жилплощади, а кто-то просто не может добраться до места постоянного проживания.
«Для того чтобы человек больше не совершал преступления, недостаточно научить его стоять около станка, недостаточно просто дать ему профессию. Необходимо научить его осознавать ценность человеческой жизни, человеческого труда, семьи, чтоб простые ценности, которые нам понятны, стали понятны и этому человеку», - отметил правозащитник. Работа по подготовке к освобождению должна начинаться с момента попадания человека в уголовно-исполнительную систему, а оказание помощи заключенным должно стать единой системой – убежден Бабушкин.
За год правозащитники в рамках программы рассчитывают оказать юридическую и адаптационную помощь 1,5 тысячи человек, а также добиваться принятия федерального закона для реабилитации граждан.