Эксперты проанализировали ход "пятидневной войны": большую часть танков грузины бросили при бегстве
Вышел сборник статей под названием "Танки августа", посвященный российско-грузинской войне 2008 года. Авторы исследования, которое издано Центром анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Михаил Барабанов, Антон Лавров и Вячеслав Целуйко подробно рассмотрели ход конфликта. Обзор аналитического сборника выполнила газета "Коммерсант".
"Танки августа" разбиты на три части: в первой говорится о реформировании грузинской армии накануне войны, вторая содержит подробную хронологию военных действий, а в третьей - о потерях сторон и обустройстве российских военных баз в Абхазии и Южной Осетии. Приведены также списки оружия, которое приобретала Грузия с 2000 года.
- Текст доклада в формате .pdf
Авторы пришли к выводу, что грузинское руководство приняло решение о начале операции "Чистое поле" не позднее 6 августа, но никак не 8 числа, как утверждает официальный Тбилиси. Российские же части (батальонные тактические группы 693-го и 135-го полков 19-й мотострелковой дивизии) вошли в республику уже через два часа после начала ночного обстрела Цхинвали грузинской армией, хотя, по официальной версии, они вошли только утром.
Численность российских войск на протяжении всей кампании не превышала численности грузинских - с обеих сторон было задействовано примерно по 10 тыс. военнослужащих, так что ни о каком численном превосходстве России, по мнению экспертов, не может быть и речи.
Потери наших военнослужащих не были занижены Министерством обороны. Действительно, погибли 74 человека, ранено более 170. Но, как заявил газете один из авторов сборника Михаил Барабанов, "вызывает удивление то, что, в отличие от Грузии, в России так до сих пор и не опубликован официальный список потерь. Скрывать и стыдиться тут нечего". Грузины потеряли 170 убитыми и пропавшими без вести, более 1800 ранеными.
Потери грузинской стороны в вооружении и военной технике составляют: не менее десяти танков Т-72, три транспортных самолета Ан-2 и четыре вертолета (три Ми-24 и Ми-14БТ). Была также разрушена система ПВО. Основные объемы вооружений и военной техники Грузия утратила не в бою, а при бегстве — они были брошены и достались российским военным и осетинским ополченцам. В общей сложности удалось захватить 65 танков, более 20 боевых машин пехоты (БМП), две бронемашины Cobra, около 10 установок ПВО, несколько десятков орудий и минометов.
Россия понесла потери в авиации, причем вызванные в значительной степени собственными ошибками. Утрачено шесть боевых самолетов: один штурмовик Су-23СМ, два штурмовика Су-25БМ, два фронтовых бомбардировщика Су-24М и один дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-223. При этом штурмовики Су-25БМ и один из бомбардировщиков Су-24М были сбиты своими же средствами ПВО. Еще один штурмовик Су-25СМ тоже, возможно, был сбит своими же, но точного ответа на этот вопрос пока нет. Еще четыре штурмовика Су-25 были сильно повреждены. После завершения боевых действий также разбился и сгорел вертолет Ми-8МТКО. Российское военное ведомство признает потерю только четырех самолетов (три Су-25 и Ту-22М3). Грузинская сторона утверждает, что был сбит 21 российский самолет.
Центр анализа стратегий и технологий - частный научно-исследовательский центр, созданный в 1997 году и специализирующийся на изучении военных и военно-технических вопросов. Михаил Барабанов - научный сотрудник ЦАСТ, выпускник Московского государственного университета культуры, эксперт в области военно-морской истории и вооружений, с мая 2004 года - научный редактор журнала "Экспорт вооружений", с 2008 года - главный редактор журнала Moscow Defence Brief.
Антон Лавров - выпускник Тверского государственного технического университета, независимый авиационный аналитик и, как его характеризует ЦАСТ, "один из авторитетных российских исследователей российско-грузинской войны 2008 года".
Вячеслав Целуйко - выпускник физико-технического факультета Харьковского национального университета имени Каразина. Научный сотрудник кафедры политологии этого университета. Специализируется на изучении и вооруженных сил, а также негосударственных вооруженных формирований республик бывшего СССР. В 2008 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Деэтатизация военной сферы негосударственными вооруженными формированиями в современном мире".