Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Главный архитектор прописал успокоительное

Так выглядело здание подстанции «Водоканала», которое теперь предстоит реконструировать в 7-этажный центр

Многоэтажный бизнес-центр на Университетской набережной понизят на три метра.
Чиновники рассудили, что такой дозы компромисса будет достаточно, чтобы погасить возбуждение общественности




Подачка с барского плеча
На минувшей неделе главный архитектор Петербурга собрал журналистов на брифинг, посвященный единственному вопросу: корректировке проекта бизнес-центра на Университетской набережной, который собираются воздвигнуть на месте снесенного к Рождеству двухэтажного здания «Водоканала». По простодушному признанию Юрия Митюрева, грядущую новостройку в охранной зоне решили понизить на этаж (с 8 до 7) «для того, чтобы не возбуждать защитников облика города». Тот факт, что при согласовании проектов чиновники обязаны сверяться не с уровнем ожидаемой протестной волны, а с буквой закона, по-видимому, в Смольном до сих пор всерьез не рассматривается.
В ответах прокуратуры и регионального управления Росохранкультуры, ранее поступивших на депутатский запрос Алексея Ковалева, сообщалось, что никаких нарушений в этой истории не усматривается — ибо закон о границах зон охраны, на несоблюдение требований которого указывал депутат, вступил в силу после принятия постановления правительства Петербурга о проектировании и реконструкции здания бывшей подстанции «Водоканала». Толкование весьма странное для надзорного ведомства.
— Действие этого закона не распространяется лишь в тех случаях, когда до его вступления в силу было выдано разрешение на строительство, а не какие-то промежуточные распоряжения и согласования, — поясняет Алексей Ковалев.
А тут распоряжение на строительство отсутствует.

Видно, но чиновникам «не страшно»
И вот еще что любопытно: прокуратура сообщает, что КГИОП согласовал архитектурную часть предпроектных проработок своим письмом от 05.10.2007. То есть за два с половиной месяца до того, как вышло стартовое постановление правительства, только разрешающее приступить к проектированию и реконструкции (от 25.12.2007).
Новый проект (с понижением на этаж и заменой металла в облицовке фасадов на известняк), представленный Юрием Митюревым, согласован главным архитектором в августе 2009-го, а КГИОП — в феврале 2009-го. То есть уже после того, как начал действовать закон о границах зон охраны, запрещающий появление новых доминант в пределах охранной зоны и в пределах обзора панорам исторического центра. В закрепленном законом перечне неприкосновенных панорам и Университетская набережная (при обзоре с Английской наб. от пл. Труда до Сенатской и с Адмиралтейской наб. до Дворцового моста).
Обещанное главным архитектором понижение бизнес-центра с 27,7 до 24 метров существенной роли не сыграет — при двух-трехэтажной исторической застройке набережной и семиэтажный бизнес-центр за их спиной будет, как выражается наш губернатор, «вытарчивать». А ведь после скандала с высотками «Финансиста» и новой биржи Валентина Ивановна строго-настрого наказала: «Чтоб ничего больше не вытарчивало!»
Юрий Митюрев признал, что при повторной экспертизе визуального влияния, проведенной ИТР с использованием D3-модели, стало очевидным: новый бизнес-центр на Университетской набережной появится в ряде охраняемых законом панорам. Будет видно и от Медного всадника, и с Литейного моста, и с Большого проспекта Васильевского острова. Последнее попадание главный архитектор считает несущественным, ибо с той стороны многоэтажку прикроют деревья — «там так много зелени». Однако всем известно, как недолговечна зелень в нашем городе. Если завтра и эти деревья пойдут под топор, что — следом примутся рубить и лишившиеся зеленой ширмы этажи?
— Ландшафтно-визуальный анализ этого здания показал, что влияние на исторические панорамы есть, но оно незначительное, — заявляет главный архитектор.
Но позвольте, подобные оценочные суждения лежат вне правового поля — все эти «видно, но не страшно», «просматривается, но несущественно» — оставьте для разговоров на кухне. По закону недопустимо вторжение в охраняемые панорамы — и точка, без каких-либо припусков на допустимость и прочих оговорок.

Снести, чтобы реконструировать
Но вместо того чтобы следить за исполнением закона, чиновники упражняются в том, как бы ловчее его обойти. Юрий Митюрев, вслед за прокуратурой, признает: да объект будет возводиться в охранной зоне (а федеральное и региональное законодательства запрещают тут новое строительство, равно как и любую иную хозяйственную деятельность, если она не направлена на регенерацию исторической среды). Так с этим запретом обошлись просто, подменив термин «новое строительство» более удобным — «реконструкция». То, что предназначенное к реконструкции здание уже снесено под ноль, никого не смущает. Равно как и то, что на месте маленького двухэтажного домика появится вчетверо большее здание. Главный архитектор не смог ответить на вопросы журналистов о том, какими юридическими положениями регламентировано применение термина «реконструкция». Высказал лишь мнение о том, что это позволительно, когда от прежнего объекта остается хотя бы один элемент — «например, фундамент… или части фундамента». Но как удастся поставить современную многоэтажку на ленточном фундаменте крошечного исторического строения, да еще и устроить при этом двухуровневую подземную парковку, как предусмотрено проектом?! «Современные технологии позволяют», — несколько нетвердым голосом предположил главный архитектор.
В официальном письме Росохранкультуры напоминается, что действующая инструкция Министерства культуры № 33 признает допустимым замену сносимых в охранной зоне построек «зданиями, не мешающими восприятию и сохранению памятника». Пару лет назад руководство города отвергло предложение почетного гражданина Петербурга Даниила Гранина установить у наружной стены Петропавловской крепости скромный деревянный крест в память о расстрелянных здесь жертвах красного террора — заявив, будто это повлияет на восприятие памятника, что запрещено законом. А вот семиэтажное здание, по логике Смольного, ну ничуть не помешает восприятию памятника федерального значения «Императорский Университет».
На рассмотрение Градостроительного совета проект выноситься не будет. Как пояснил Юрий Митюрев, «нет оснований»:
— Документ откорректирован, застройщик выполнил рекомендации КГА, и новое здание ни на что не влияет.
Вот так тихо, сами с собою, все решили. Кость общественности бросили — нате вам один этаж и не тявкайте. Только едва ли петербуржцы примут роль цепной собачонки, отведенную им руководством культурной столицы.

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Дмитрия РАТНИКОВА