Дата
Автор
Елена Черненко
Сохранённая копия
Original Material

Дмитрий Табачник: «Мои оппоненты добились противоположного эффекта»

Украинский министр образования и науки объяснил Елене Черненко, почему акции протеста ему на руку

Как вы относитесь к волне протестов, вызванных вашим назначением?

«Волна протестов» – громко сказано. Скорее – волна угроз. Даже симпатизирующие бывшим оранжевым украинские телеканалы, дополнительно «простимулированные» организаторами кампании, не смогли создать впечатление массовости проводимых националистами мероприятий.

Студенты сами это все придумали или им кто-то подсказал?

Большинство участников этих митингов имеют гораздо меньшее отношение к студенчеству, чем я к палате лордов британского парламента. Среди протестующих большинство составляют лидеры и члены радикально-националистических, я бы сказал даже неофашистских, организаций, в том числе бывшие участники коллаборационистских военных формирований, таких как дивизия СС «Галичина».

Но среди них ведь есть и студенты…

Их мизерное количество. Особенно это заметно в Киеве, где часто митинги против Табачника и в его поддержку проводятся параллельно. Так вот, моих сторонников на митинги, как правило, приходит в четыре-пять раз больше, чем оппонентов, и, в отличие от последних, в мою поддержку выходят митинговать действительно студенты, а не платные клакеры.

Участникам акций протеста удалось хоть чего-то добиться?

Своей кампанией травли они уже добились эффекта, диаметрально противоположного тому, которого ожидали. Впервые в истории современной Украины антинационалистические, антифашистские силы юго-востока в ответ на провокации радикальных националистов стихийно сплотились и тоже вышли на улицы и площади украинских городов для того, чтобы открыто заявить свою позицию. Националисты утратили ранее безраздельно принадлежавший им контроль над уличными акциями. Они больше не могут заявлять, что представляют общественное мнение во всей его полноте. Если бы обанкротившиеся на выборах лидеры националистических партий (а отнюдь не студенты) не придумали кампанию против Табачника, им надо было бы ее подсказать.

Украинские СМИ распространили заявление замглавы администрации Виктора Януковича Анны Герман, что ваша отставка «пошла бы на пользу Партии регионов и была бы «честным поступком». Как вы отнеслись к этому заявлению? Свидетельствует ли оно о том, что у вас есть недоброжелатели в Партии регионов?

Это заявление было сделано давно – в самом начале ныне уже выдыхающейся протестной кампании. Думаю, что Анна Николаевна переоценила ее будущий размах и недооценила потенциал и активность избирателей Партии регионов, которые выступили в мою поддержку. Таким образом, я считаю, что данное заявление отражало лишь личное мнение Анны Герман и вызвано было не столько каким-то личным неприятием Табачника, сколько желанием не омрачать первые недели правления нового президента уличными протестами. В дальнейшем госпожа Герман в данном вопросе полностью придерживалась той позиции, которую заняли президент, правительство, партия, ее фракция в Верховной раде, коалиционное большинство и – самое главное – наши избиратели, доказавшие, что их мнение – не пустой звук, что им надоела ситуация, когда агрессивное меньшинство имеет наглость выступать от имени огромной страны, что они готовы заставить считаться со своей позицией привыкших к безнаказанности националистов.

Как вы оцениваете состояние сферы образования и науки Украины, доставшееся вам от предшественника – Ивана Вакарчука?

Образовательное поле Украины за два года превращено моим предшественником в выжженную землю. Даже нашествия кочевых племен в Средние века не приводили к большим разрушениям. В частности, за два года не куплен ни один школьный автобус, притом что бюджетные деньги на эту программу выделялись. Подозреваю, что в министерстве просто не смогли договориться, кто, как и за какие откаты будет их осваивать.

Не переизданы учебники для младших классов. Некоторые из них изданы более восьми лет назад. Это значит, что, в соответствии со всеми санитарно-эпидемиологическими нормами, они просто не могут использоваться в школьных учреждениях.

Учебники – вообще особая тема. До Вакарчука проводился открытый конкурс учебников. Учебник, занявший первое место по предмету, издавался министерством за бюджетные деньги. Потом же появилось придворное издательство, которое контролировало, по разным оценкам, от 50 до 70% рынка учебной литературы! Если данное издательство проигрывало конкурс и занимало второе место, то по ходу менялись конкурсные правила. В результате печатались два учебника, занявшие, соответственно, первое и второе места. Так было в 2008 году. В прошлом году коррупционеры из Министерства образования пошли еще дальше. Когда издательство, пользующееся особыми симпатиями руководства министерства, занимало в ряде конкурсов третье место, победителями провозглашали сразу три учебных пособия! При этом учебник, занявший третье место, печатался тиражом, который на порядок превышал тираж учебника-победителя!

Наконец, в Государственной аккредитационной комиссии больше года (при нормативе два месяца) без рассмотрения лежит почти 1600 дел. Мне кажется, что это делалось сознательно. Была выстроена система «развода» университетов на финансовые бонусы в пользу нескольких националистических молодежных организаций, которые сегодня возглавляют истерическую кампанию против меня. Механизм «развода» очень прост. Вместе со специалистами в Государственную аккредитационную комиссию, а также в структуры министерства включались люди определенных политических взглядов и руководители молодежных организаций понятной направленности. Они годами не давали ход делам по лицензированию специальностей и аккредитации вузов.

А какие основные задачи вы ставите перед собой на новом посту?

Необходимо сосредоточиться на работе по трем основным направлениям. Первое – это улучшение качества образования. Второе – гуманизация и деполитизация образовательных программ средней и высшей школы. Италия, Испания, Германия, Франция, Россия, США научились объективно и толерантно излагать в школьном курсе самые сложные и дискуссионные проблемы собственной и мировой истории. Украине это тоже под силу, надо только захотеть. И наконец, третье направление является самым важным. Речь идет о повышении социальных стандартов для педагогических работников. Ведь правительство Тимошенко осенью 2008 года заморозило зарплаты учителям и преподавателям. Убежден, что после принятия бюджета на 2010 год мы вместе с профсоюзами обеспечим значительный рост размеров заработной платы.