Дата
Автор
Наталья РОЖКОВА
Сохранённая копия
Original Material

Никому за 40

ЛДПР пытается законодательно закрепить верхнюю границу избирательного барьера

Законодательно ограничить политическую монополию коллег из «Единой России» предлагает ЛДПР вместе со своим лидером Владимиром Жириновским. В Госдуму внесен законопроект, согласно которому ни одна партия не может получить на федеральных парламентских выборах более 40%. «Излишки» предполагается по-братски разделить между остальными преодолевшими действующий семипроцентный барьер участниками электоральной гонки пропорционально набранному ими количеству голосов.

Авторы законопроекта уповают на то, что такая норма «улучшит морально-политическую обстановку» в стране, а также исключит переход к тоталитарному режиму. «Доминирование одной партии рано или поздно приведет к общественному недовольству, -- отмечается в пояснительной записке к законопроекту. -- При установлении 40-процентного порога оппозиция сможет действительно участвовать в законодательном процессе, снизится уровень социальной напряженности». Либерал-демократы также ссылаются на то, что «эффективность подобной системы доказывает практика европейских выборов».

Поскольку ни одна другая российская партия на выборах даже близко не подбирается к результату в 40%, очевидно, что законопроект в случае -- пофантазируем -- его принятия ограничил бы в первую очередь засилье единороссов в Госдуме. 40% голосов обеспечивают 180 мандатов из 450, в то время как для получения контрольного пакета голосов необходимо 226 мест, а для конституционного большинства -- две трети от общего их числа в нижней палате.

Смысл законопроекта незадолго до его внесения в Госдуму объяснил сам Владимир Жириновский, выступая на одном из пленарных заседаний палаты. Правда, меньше всего он при этом беспокоился о «морально-политической обстановке» и больше всего -- о разделе политической поляны с «медведями». Последним г-н Жириновский пообещал поддержку в борьбе с «эсерами». «Неужели думают, что мы допустим, чтобы «Справедливая Россия» заменила эту мощную, прекрасную, красивую партию «Единая Россия»?» -- вопрошал вождь ЛДПР. И сам себе отвечал: «Никогда не допустим, да!»

Изложенная им концепция предполагала, что после выдавливания «эсеров» из политического пространства голоса избирателей будут делиться «в честном варианте»: единороссам -- разрешенный максимум в 40%, а ЛДПР и КПРФ -- «пока» по 30%. «Потом ЛДПР задавит коммунистов, и у двух оставшихся партий будет по полтиннику, -- обещал г-н Жириновский коллегам-депутатам. -- Давайте договоримся на двоих. Это будет лучший вариант, будьте спокойны. Тогда действительно никто никуда не выйдет на улицы. Я вам гарантирую».

Серьезно говорить о судьбе предполагаемого законопроекта не приходится -- очевидно, что он будет отвергнут тем самым думским большинством, чью монополию и призван ограничить. Несостоятельны и ссылки на «практику европейских выборов». «Подобных норм нигде в мире нет, -- заявил корреспонденту «Времени новостей» заместитель гендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. -- Считается, что даже когда есть минимальный проходной барьер, это не очень справедливо, так как голоса не прошедших барьер партий перераспределяются между победителями, а они могут быть в том числе и политическими оппонентами проигравших. В результате голоса участвовавших в выборах граждан уходят к тем, за кого они голосовать не хотели».

Аналитик обращает внимание, что для смягчения этого эффекта «в ряде стран установлен невысокий проходной барьер -- 3--5%». Существующий в России порог в 7% многие считают чрезмерно высоким. «Однако отбирать голоса у партии, за которую проголосовали люди, -- это по меньшей мере странно», -- уверен г-н Макаркин. Подобные странные нормы характерны разве что для политических режимов известного толка. Так, аналитик напоминает, что в Италии во времена Муссолини был принят законопроект, автоматически обеспечивающий партии, набравшей большинство голосов, две трети мест в парламенте. «В политической науке это фигурирует в качестве весьма одиозной меры тоталитарного режима, -- подчеркивает аналитик. -- Это издевательство над волей избирателей».

Впрочем, скорее всего ЛДПР не собирается всерьез издеваться над волей избирателей. Просто в обществе сложился запрос на протест против монополии «Единой России», и г-н Жириновский спешит удовлетворить чаяния своего электората. «Критика Кремля для ЛДПР закрыта, поэтому они предложили законопроект против «Единой России», -- отметил г-н Макаркин. -- Здесь есть расчет на то, что это будет информационным поводом, который позволит им привлечь внимание к позиции ЛДПР по поводу партии власти».

Наталья РОЖКОВА