Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Зигмунт Джечоловский: Польская армия обезглавлена


«Это невероятная потеря для Польши, страна находится в шоке. Кроме президента на борту находилось все руководство администрации президента, руководство обеих палат польского парламента, командование польских вооруженных сил. Польская армия осталась обезглавлена», - комментирует авиакатастрофу под Смоленском известный польский журналист, редактор openDemocracy Russia Зигмунт Джечоловский (Zygmunt Dzieciolowski).

Польша, отмечает Джечоловский, задается следующими вопросами:

Во-первых, о том, как такое могло произойти, чтобы столько высших руководителей государства оказались в одном месте. Значит, какие-то государственные процедуры не верны, поскольку приводят к таким тяжелейшим последствиям.

Во-вторых, вопрос будущего: через 60 дней, к середине июня в Польше должны пройти выборы президента, изначально запланированные на осень. Теперь выборы пройдут в ускоренном порядке и в другой политической обстановке. Погиб президент, который должен был выдвигаться на второй срок, погиб один из кандидатов – заместитель спикера сейма Ежи Шмайдзиньский (Jerzy Szmajdzinski). Кандидатом в президенты от правящей партии ("Гражданской Платформы") является спикер Сейма Бронислав Коморовский (Bronislaw Komorowski) .

«На сегодняшний день Польша объединена в трауре. Сегодня страна скорбит, все в печали, люди совершенно спонтанно плачут. Как только пройдут похороны, развернется бурная дискуссия не только о технических причинах катастрофы, но и об ответственности правительства за то, что случилось», - считает Джечоловский. По его мнению, значительная часть конфликта строилась вокруг катынских могил – кому более дорога польская история, кому более дороги традиционные польские ценности, кто готов за них бороться, кто является более искренним патриотом. Плохо, если для противников Польши, глубоко интегрированной в Европу, фигура покойного президента станет в будущем некоторым символом, вокруг которого удобно сплотиться. В патриотизме Леха Качиньского были тоже положительные, конструктивные моменты, на протяжении многих лет он не раз доказывал, что родина для него дороже всего.

Известно, что два года назад после полета в Грузию Качиньского был уволен пилот, не подчинившийся приказу президента сесть в закрытый аэропорт Тбилиси. «Не исключено, что и в этот раз пилот знал, насколько важно президенту прибыть вовремя? или были прямые указания. Это мы узнаем из самописцев», - предполагает Джечоловский.

По его мнению, в какой - то степени гибель польского президента по пути в Катынь можно было бы сравнить с гибелью израильского премьера, отправившегося в Аушвиц. «Символика случившегося навсегда останется в польской истории. Качество внутренней политической жизни Польши ужасно – мы постоянно спорим, ругаемся, это утомляет. Люди ставят вопрос: повлияет ли трагедия на качество политического процесса в будущем. Ответ пессимистичен. После смерти Иоанна Павла II все надеялись на примирение, но этого не произошло. Наши недостатки и пороки останутся такими, какими были, но может быть, это окажется серьезным опытом, который позволит переосмыслить то, как мы живем, наши ценности», - надеется Джечоловский.