Дата
Автор
Елена Мухаметшина
Сохранённая копия
Original Material

Анна Знаменская: «Когда что-то закрыто, все пытаются туда попасть»

В рунете появляется все больше сайтов с легальным видео. В конце февраля компания Digital Access, которая входит в холдинг ru-Net Ltd, соинвестора «Яндекса», «Озона» и других сетевых гигантов, запустила сайт ivi.ru, где бесплатно выкладывает легальное видео, в том числе полнометражные фильмы. Сайт, например, стал первым сетевым ресурсом, которому удалось договориться о размещении контента Первого канала. Инвестиции в несколько миллионов долларов компания планирует вернуть за три года, максимум за пять лет. Генеральный директор Digital Access Анна Знаменская рассказала Елене Мухаметшиной, почему ivi.ru не боится конкуренции с торрентами.

Вы запустили сайт ivi.ru полтора месяца назад – уже можно оценить первые результаты. Они вас удовлетворяют?

На 7 апреля у нас было 90 000 уникальных пользователей за сутки. С момента запуска сайт посетили 1,5 млн уникальных пользователей. В первый день, когда сайт запустился, было 180 000 человек. Через две недели после запуска к нам пришел первый рекламодатель - «Билайн».

Как заманивали пользователей?

Про нас написали центральные СМИ - можно сказать, что все, кто к нам пришли, узнали о нас из газет. А дальше уже пошел так называемый social media marketing: мы, например, делали ретвиты (перепечатку сообщений в сети Twitter. - Newsweek). Еще мы рассылали пользователям пароли доступа на сайт, когда он еще не был открыт, начался ажиотаж - за несколько дней несколько тысяч человек захотели получить пароль: когда что-то закрыто, все активно пытаются туда попасть. Кроме того, мы выпустили вирусный ролик. Сейчас уже включилось сарафанное радио, у нас же самый большой каталог легального контента - больше 10 000 часов, а это больше года непрерывного просмотра. Мы подписали договоры с крупнейшими телеканалами - Первым, ТНТ, СТС, Муз-ТВ, MTV, компаниями «Централ Партнершип», «АМЕДИА», «Стрим». Еще у нас есть каталог «Союзмультфильма» - его охотно смотрят. Сейчас мы выложили «Семнадцать мгновений весны» - молодежь подсаживает на наш ресурс своих бабушек, дедушек.

На каких условиях телеканалы заключают с вами договоры?

Как правило, на условиях разделения выручки. Мы продаем рекламу в их контенте, они получают с этого долю. У нас есть несколько форматов рекламы: pre-roll (когда реклама идет перед видео), post-roll (когда она показывается после видео) и overlay (когда во время просмотра появляется небольшой анимированный баннер, который можно закрыть, если он раздражает). Еще планируем продавать баннерную рекламу. В общем, контент фактически окупает сам себя.

А что вы взяли, например, у Первого канала?

Будем показывать «Прожекторпэрисхилтон» и блокбастеры, который Первый продюсировал - «Дневной дозор», «Ночной дозор», «Водитель для Веры». Сейчас уже выложены обе части фильма «Любовь-морковь». У нас большие планы на музыку, в частности, мы ведем переговоры с крупным музыкальным правообладателем, чтобы выкладывать на сайт клипы.

А чем отличается ivi.*ru от, например, «Кинозала»* Rambler, который закрыли как нерентабельный и который вы тоже возглавляли?

Во-первых, там пользователь должен был сначала скачивать себе на компьютер программу - плеер. Многие не хотят скачивать кодеки - боятся вирусов. Поэтому большая часть аудитории отваливалась уже на этом этапе. Во-вторых, контент был неизвестный и неинтересный - за него отвечала израильская компания-партнер, а Rambler в контент не инвестировал.

Вы говорите, что сделали ставку на оригинальный легальный контент, но сайт tvzavr.ru, который открылся на прошлой неделе, предлагает те же сериалы.

У них всего один каталог, который есть и у нас, - от «Централ Партнершип». Безусловно, какой-то контент совпадает, но главное - это объем каталога и востребованность, хитовость контента.

Но он неоригинален. Почему бы не зайти на уже знакомый RuTube и не посмотреть то же видео там?

На RuTube вы полностью программу не посмотрите.

Хорошо. А на пиратском intv.ru?

Там часть контента нужно оплачивать через SMS. В тех случаях, когда не надо платить, - все увешано рекламой. К тому же чудовищное качество - это пиратские копии, скаченные неизвестно откуда. Даже «экранки» попадаются, где видно, как люди ходят по залу. Наш контент весь идет с бетакамов правообладателей. Безусловно, мы понимаем, что, по сути, в интернете все есть бесплатно. Мы пытаемся конкурировать, предлагая более удобную навигацию сайта и более высокое качество контента. К тому же правообладатели все-таки продолжают активно вести борьбу с пиратством: «АФК Система» подала иск к video.ru, ВГТРК судилась с несколькими площадками. Пиратская деятельность становится все масштабнее, но и легальных сайтов появляется все больше.

Торрент.ру через несколько часов после закрытия открылся по новому адресу. На месте отрубленной головы вырастает новая, а то и две – имеет ли смысл бороться?

После того как в США открылся Hulu.com - самый большой сайт с легальным видеоконтентом, - пиратство, по разным оценкам, снизилось на 25–50%. Так Hulu показал правообладателям, что у аудитории есть интерес к легальному видеоконтенту и что на нем можно зарабатывать. Мы надеемся, что в России будет такая же ситуация. Но вообще-то этот вопрос не к нам. Мы не можем бороться за контент, который нам не принадлежит. Мы являемся площадкой, где встречаются интересные рекламодатели и правообладатели. Мы приглашаем правообладателя и аудиторию, которая смотрит его контент. И потом эту аудиторию продаем рекламодателю. Ни один приличный клиент не будет размещать рекламу на пиратских сайтах.

На том же RuTube, где вы тоже размещаете рекламу, есть нелегальное видео. Но ваши клиенты не брезгуют там размещаться?

Есть, конечно, рекламодатели, которым все равно. Но большая их часть, особенно западные бренды, интересуются исключительно легальным контентом. В настоящий момент мы можем монетизировать 100% своего контента, то есть 100% своих показов я могу продать, поскольку у нас все видео легальное. На RuTube невозможно продать 100% показов. К тому же это совершенно разные модели. На RuTube лежит короткий контент, где пользователи проводят мало времени. У нас на сайте люди проводят около часа, пока смотрят передачи или фильмы.

Вы говорите, что для просмотра вашего видео не нужно устанавливать кодеки. Но можно же просто взломать видео и скачать его. Как застрахованы правообладатели?

В интернете взломать можно все, можно скачать видео с любого сайта. Мы постоянно совершенствуем наши технологии, разрабатываем технические решения, которые позволят нам более безопасно работать с контентом. Конечно, регулярно появляются какие-то дыры, но мы их с такой же регулярностью заделываем. Хакеры взламывают американский центробанк, что уж говорить о видеотеке.

И правообладателя это не пугает?

Фактически любой контент, который производится сегодня в России, лежит в бесплатном доступе. Я не могу сказать, что у нас так уж легко что-то скачать. Чтобы это сделать, нужно разбираться в технологии - это должен быть продвинутый пользователь.

Вы хотите вернуть вложения за три-пять лет. Но интернет развивается невероятно быстро – что если через пять лет видео просто никому не будет интересно?

В плане развития медийного рынка мы идем за Западом, только с отставанием в те же три-пять лет. На сегодняшний день широкополосный доступ к интернету в США приближается к 100% населения. В России это 30–35%. Чем больше широкополосный доступ будет проникать в регионы, тем больше будет пользователей. Чем больше будет качественных каналов доступа, тем более «тяжелый» контент люди будут смотреть.

То есть и рекламодатели, и правообладатели смотрят на интернет с оптимизмом?

Рекламодатели - да. Объем рекламного рынка в интернете в прошлом году составил 500 млн рублей. Поэтому сейчас интернет для многих рекламодателей становится медиа №2 после телевизора. Что касается правообладателей - для них все только начинается.

Приходится уговаривать?

Высок консерватизм, потому что основные способы получения денег для правообладателей - это телеканалы: эфирные, кабельные. Других способов не было. Сейчас появилась еще платная модель, когда контент можно скачивать за деньги. Но уровень пиратства очень высок: нет смысла платить деньги за то, что можно скачать бесплатно. Есть идея законопроекта, в котором ответственность за нелегальный контент должен нести провайдер. Если не будет возможности украсть, то люди не будут этого делать.

Большая часть пиратского контента распространяется через торренты, но нельзя же запретить их в принципе – запретить обмен файлами?

Торренты могут существовать. Но все знают, кому они принадлежат, кто где находится, поэтому если определенные люди захотят что-то прикрыть, они обязательно это сделают. «АФК Система», например, активно борется с торрентами.