Делегация США внесла в СБ ООН проект новой резолюции по Ирану
Делегация США внесла на рассмотрение полного состава Совета Безопасности ООН проект новой резолюции по Ирану. Этот проект, по словам дипломатов, не вызвал возражений в "шестерке" (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция и Германия).
Новый документ "позволит интенсифицировать давление международного сообщества на Иран" с тем, чтобы он развеял подозрения относительно своей ядерной программы, заявила по окончании заседания Совета журналистам постпред США при ООН Сюзан Райс. Этот проект резолюции "призван ужесточить уже имеющиеся санкции в отношении Ирана", добавила она.
Как передает ИТАР-ТАСС, согласно положениям попавшего в распоряжение журналистов текста документа, в нем содержится призыв ко всем государствам-членам ООН "проявлять бдительность в отношении денежных переводов с участием иранских банков, в том числе Центрального банка Ирана", так как это, по мнению авторов проекта, предотвратит оказание поддержки ядерной программе страны.
Кроме того, в проекте резолюции содержится призыв пресекать открытие новых отделений и филиалов иранских банков в случае возникновения подозрений, что они имеют отношение к ядерной программе Тегерана.
Документ также оговаривает создание международного механизма мониторинга, который позволит контролировать передвижения грузовых судов и осуществлять их досмотр в том случае, если существует подозрение, что на них находятся грузы, имеющие отношение к осуществлению иранской ядерной и ракетной программ.
Предусматривается также и ряд других мер, в том числе расширение уже существующего списка вооружений, продажа которых Ирану запрещена.
Однако пока не ясно, как скоро документ удастся согласовать в СБ ООН, отметили, как передает ИТАР-ТАСС, наблюдатели в Объединенных Нациях. По их словам, "неизвестно, сколько времени потребуется непостоянным членам Совета для изучения представленного проекта резолюции".
Кроме того, указывают эксперты, свой отпечаток на процесс согласования документа в СБ ООН может наложить подписание в минувший понедельник, 17 мая, в Тегеране соглашения между Ираном, Турцией и Бразилией по обмену обогащенного урана.
Согласно этому документу, Иран согласился в течение месяца после подписания соглашения с Венской группой (Россия, США и Франция) отправить 1,2 тонны своего низкообогащенного (3,5%) урана в Турцию для его последующего обмена на 120 кг обогащенного до уровня 20% ядерного топлива.
При этом Анкара обязалась в случае срыва сделки вернуть Тегерану низкообогащенный уран.
Однако почти сразу после подписания соглашения официальный представитель МИД Ирана Рамин Мехманпараст заявил, что Тегеран продолжит обогащение урана до уровня 20%.
Это дало основания США заявить о том, что Иран продолжает нарушать резолюции Совета Безопасности ООН и не собирается приостанавливать работы по обогащению урана, как этого требует международное сообщество.
В отношении Ирана СБ ООН с 2006 года трижды принимал резолюции, вводящие, а затем ужесточающие санкции.
Чуркин: проект не содержит парализующих мер
Новый проект резолюции СБ ООН по Ирану "не содержит никаких парализующих мер, как об этом говорилось месяц-два назад, когда мы только подходили к работе над данной резолюцией", считает постпред РФ при ООН Виталий Чуркин.
Текст нынешнего проекта, подчеркнул он, "очень четко оговаривает только те вещи, которые непосредственно могут способствовать осуществлению иранской ядерной программы и создавать риски в плане нераспространения".
Есть в нем и пункты "оказания давления, например, положение о запрете на поставки Ирану определенных видов тяжелых вооружений", добавил постпред РФ при ООН. "Но и это положение сформулировано достаточно сдержанно, так как это не полное, 100-процентное эмбарго на поставки оружия с учетом права Ирана на самооборону, как и любой другой страны", - сказал дипломат.
Вместе с тем, продолжил он, "содержание резолюции не должно создавать проблем для нормальной экономической активности в Иране, для нормальных экономических связей ИРИ с другими странами, и конечно же не должно подрывать гуманитарную ситуацию в этой стране".
Представленный документ "в целом адекватен", сказал Чуркин. "Поэтому мы сочли, что можем жить с этим текстом, и поэтому мы рассчитываем на то, что его изучат коллеги по Совету Безопасности - его непостоянные члены", - отметил дипломат.
"Мы с уважением будем относиться к тем взглядам и соображениям, которые они будут высказывать по данной резолюции", - добавил постпред РФ при ООН.
Кроме того, указал он, "еще предстоит большая работа по так называемым "санкционным спискам", которые должны прилагаться к этой резолюции". "То есть должен быть список компаний и лиц, которые будут подвергаться тем или иным мерам санкционного воздействия ввиду их вовлеченности в ядерную программу Ирана, в отношении которой у международного сообщества продолжает сохраняться обеспокоенность", - подчеркнул Чуркин.
Российский дипломат отказался предположить, когда именно стоит ожидать принятия представленного проекта резолюции. Все будет зависеть "от реакции партнеров по Совету Безопасности, от той непростой работы, которую еще предстоит вести, в том числе и в рамках "шестерки", по санкционным спискам", указал дипломат.
"Конечно же, члены Совета будут взвешивать общеполитическую ситуацию, в том числе и то, насколько удается продвинуться Ирану, а вместе с ним и всему международному сообществу, в создании положительной динамики... и в том, что касается схемы обмена топлива для тегеранского исследовательского реактора, и в том, что касается более широкого комплекса вопросов с иранской ядерной программой", - сказал Чуркин.
МИД РФ озабочен намерением США ввести односторонние санкции
Глава МИД РФ Сергей Лавров во время телефонного разговора с госсекретарем США Хиллари Клинтон выразил озабоченность поступающей информацией о намерениях Штатов и Евросоюза не ограничиваться выработкой общей позиции в СБ ООН по Ирану и ввести односторонние санкции в отношении этой страны, "в том числе экстерриториального характера, выходящие за рамки согласованных решений мирового сообщества и противоречащие принципу верховенства международного права, закрепленному в Уставе ООН", - сообщает департамент информации и печати российского МИД.
Ранее во вторник, 18 мая, госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Вашингтон, Москва и Пекин достигли договоренности по новой резолюции СБ ООН по Ирану. При этом Клинтон отметила, что США будут делать все, чтобы добиться максимально быстрого принятия новой жесткой резолюции по Ирану.
По данным департамента, как передает РИА Новости, обмен мнениями о ситуации вокруг иранской ядерной программы между Лавровым и Клинтон прошел с учетом подписанной 17 мая в Тегеране Декларации министров иностранных дел Бразилии, Ирана и Турции с предложениями по урегулированию вопроса об обмене иранского низкообогащенного урана на топливо для тегеранского исследовательского реактора.
"Министр и госсекретарь обменялись мнениями о том, какое влияние этот шаг может оказать на подготовку новой резолюции Совета Безопасности ООН по Ирану", - говорится в сообщении МИД РФ.
Российская сторона, отмечается в сообщении, подтвердила, что "принципиальное понимание в рамках группы "5+1" по проекту резолюции сохраняется и что на следующем этапе предстоит продолжить работу уже в рамках Совета Безопасности, где непостоянные члены Совбеза будут иметь возможность высказывать свое отношение к проекту".
"Было также отмечено, что одновременно предстоит самым тщательным образом проанализировать ситуацию, сложившуюся после принятия тегеранской декларации, прежде всего, с точки зрения необходимости оперативных действий Ирана по выполнению ее положений, в первую очередь, через официальное обращение в МАГАТЭ", - говорится в документе.
Лавров считает, что согласование путей реализации инициативы Бразилии и Турции помогло бы создать благоприятную атмосферу для возобновления "политико-дипломатических усилий по урегулированию иранской ядерной проблемы в целом".
Министр и госсекретарь условились продолжить тесные контакты между Москвой и Вашингтоном по всем аспектам иранской ядерной программы.
Выступая ранее в Центре Никсона в Вашингтоне, вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил, что Россия довольна характером обсуждения с США резолюции по Ирану.