Инопресса: Ахмади Нежад практически объявил России войну
Президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад заявил, что поддержка Москвой санкций ООН против Тегерана неприемлема. Россия - друг и сосед, но президенту Медведеву, поддавшемуся давлению со стороны США, можно посоветовать внести поправки в свою позицию.
России стоит позаботиться о том, чтобы она не вошла в число "исторических врагов Ирана", сказал Ахмади Нежад, во время выступления по государственному телевидению. Слова главы государства прозвучали почти как объявление войны, пишет немецкая газета Der Tagesspiegel, которую цитирует InoPressa.ru.
"Мы не хотели бы видеть нашего соседа на стороне тех, кто в течение тридцати лет всеми силами проводит враждебную иранской нации политику. Для Ирана это совершенно неприемлемо",- заявил также Ахмади Нежал в телевизионном выступлении из города Керман.
"Россия не должна думать, что краткосрочное сотрудничество с Соединенными Штатами в ее интересах. Зеленый свет, который США дают России, - ненадолго", - приводит газета The New York Times заявление посла Ирана в России Махмуда Резы Саджади (в изложении сайта InoPressa.ru).
"Эти заявления мы воспринимаем как эмоциональные", - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в четверг на пресс-конференции в Москве.
По словам Лаврова, в случае, если заявления иранского президента переведены верно, то он призывал Россию "сделать что-то в отношении нынешней ситуации вокруг иранской ядерной программы, не идти у кого-то на поводу". "Россия никогда и ни у кого на поводу не идет, кроме своих собственных национальных интересов", - подчеркнул российский министр. Он добавил, передает "Интерфакс", что все решения России по внешнеполитическим вопросам, включая иранскую ядерную программу, основываются на национальных интересах, а также ответственности России как крупного международного игрока.
Россия также приветствует Тегеранское соглашение, которое Иран заключил с Бразилией и Турцией об обмене урана для развития атомной электроэнергетики, передает ИТАР-ТАСС. Оно создает предпосылки для урегулирования иранской ядерной проблемы. Но у России нет стопроцентной гарантии, что оно будет исполнено, заявил Лавров.
Позиция России не является ни проамериканской, ни проиранской. Об этом, передает ИТАР-ТАСС, заявил журналистам помощник президента РФ Сергей Приходько, комментируя заявление президента Ирана Махмуда Ахмади Нежада, подвергшего критике Россию.
"Россия неизменно руководствуется своими собственными долгосрочными государственными интересами. Наша позиция именно российская, она отражает интересы всех народов России, поэтому не может быть ни проамериканской, ни проиранской", - сказал Приходько.
Помощник президента РФ заявил, что "Россия всегда выступала и будет выступать за добрые и уважительные отношения со всеми без исключения соседями - как с малыми, так и с великими государствами, с теми, история которых насчитывает тысячелетия, и с теми, кто обрел свою государственность недавно".
"В своих практических действиях на международной арене в международных организациях, вместе с другими ответственными странами мы добиваемся утверждения принципов равноправия, верховенства права, взаимного уважения, равной для всех безопасности", - сказал Приходько.
"Естественно, любая непредсказуемость, любой политический экстремизм, нетранспарентность и непоследовательность при принятии решений, затрагивающих и волнующих все мировое сообщество для нас неприемлемы", - подчеркнул помощник президента.
"Нелишне, чтобы об этом помнили и те, кто на данный момент выступает от имени мудрого и дружественного нам народа Ирана", - сказал Приходько.
"Политикой демагогии сохранить свой авторитет еще никому не удавалось. Уверен, что об этом свидетельствует и тысячелетняя история самого Ирана", - подчеркнул помощник главы государства.
Германское издание отмечает, что решение о поддержке международных санкций в отношении Ирана не было для Москвы легким. Это резко противоречат ее экономическим интересам. РФ ведет строительство первой АЭС в Иране, а на экспорте вооружений в эту страну зарабатывают миллиарды, напоминает газета.
Тем не менее, для поддержки санкций у Дмитрия Медведева есть веские основания. Москва не заинтересована в том, чтобы "клуб ядерных держав" пополнялся странами, вошедшими через черный ход". Чашу весов в пользу санкций склонила и растущая агрессивность Ирана в Каспийском регионе, богатом залежами нефти и газа, а также желание Москвы не только улучшить отношения с Вашингтоном, но и не допустить сближения Тегерана с Западом.
Но выясняется, что и США должны были заплатить за то, чтобы Москва поддержала санкции ООН в отношении Ирана, пишет The Wall Street Journal. В минувшую пятницу Госдепартамент США объявил об отмене санкций против четырех российских компаний и организаций, которые способствовали разработкам ядерного оружия и ракет в Иране. Кроме того, проект резолюции СБ ООН не распространяется на поставки российских систем ПВО С-300.
"Очередным подарком Москве" издание называет соглашение о гражданском ядерном сотрудничестве с Россией, недавно вновь внесенное Обамой в Конгресс, хотя Москва с 1990-х годов продавала Ирану ядерные центрифуги и ракетные технологии, а Медведев недавно восхвалял будущее ядерное сотрудничество с Сирией ("близким союзником Ирана в деле терроризма" - характеризует ее газета). Взамен на все это администрация США получила слабые санкции, аналогичные предыдущим, говорится в редакционной статье, содержание которой приводит сайт InoPressa.ru.
Обозреватель журнала Time пытается разобраться, что получил Китай взамен на поддержку санкций против Ирана.
Напомним, проект новой резолюции по Ирану был внесен делегацией США в Совбез ООН на прошлой неделе. Он подразумевает введение против Тегерана новых санкций. В нем имеется призыв ко всем государствам-членам ООН проявлять бдительность в отношении денежных переводов с участием иранских банков, в том числе Центрального банка Ирана. Также запланировано пресекать открытие новых отделений и филиалов иранских банков.
Согласно документу, будет создана система международного мониторинга, который позволит контролировать передвижения грузовых судов и досматривать их в случае подозрения, что на них находятся грузы, связанные с реализацией ядерной программы Ирана. Кроме того, предусмотрен ряд других мер, в том числе расширение существующего списка вооружений, продажа которых Ирану запрещена.
Предварительно проект не вызвал возражений у "шестерки" - РФ, США, КНР, Великобритании, Франции и Германии.
В отношении Ирана уже действуют пять резолюций Совбеза. С 2006 года в отношении страны уже три раза вводились санкции.