Дата
Автор
Алексей Кузнецов
Сохранённая копия
Original Material

Политик Виталий Кличко

Виталий Кличко
29 мая украинский боксер Виталий Кличко нокаутом победил соперника из Польши Альберта Сосновски, защитив свои титул чемпиона мира в супертяжелом весе по версии WBC. Ранее Кличко заявлял о своем желании стать президентом Украины.

О политических амбициях Виталия Кличко рассказывает наш постоянный автор, участник олимпийских конгрессов Юрий Теппер.

– Насколько я знаю, у Виталия Кличко и раньше были серьезные политические амбиции. Как это теперь проявляется? Он даже свою партию создал?

– Собственно говоря, о том, что он намерен баллотироваться на пост президента Украины, Кличко сказал достаточно осторожно, но уверенно. Вообще, Кличко – это феномен с точки зрения политической деятельности. Я не припомню ни одного крупного спортсмена, кроме, пожалуй, Арнольда Шварценеггера, который на политическом поприще добивался бы видимых и впечатляющих успехов.

Кличко начинал очень медленно. Первый шаг у него был –участие в выборах мэра Киева. Он тогда проиграл Леониду Черновецкому, нынешнему мэру. Проиграл немного. Проиграл, в основном, за счет того, что Черновецкий дважды использовал один и тот же вид предвыборной борьбы. Он раздавал продукты старикам и старушкам. Поскольку таких в Киеве много, люди считали, что впереди – блага. Он выиграл за счет этого у Кличко, но незначительно. Кличко поздравил его с победой и сделал все очень красиво.

Cегодня – группа в киевской мэрии, завтра –партия и фракция в парламента, послезавтра – президентский пост

Но, дела в Киеве идут скверно, мягко говоря, и как мэр Черновецкий себя скомпрометировал. И Кличко вернулся на эту арену. Когда Кличко впервые появился на политическом медиапространстве, он выступал в программе Шустера "Свобода слова" и выглядел несколько скованно. Я подумал о том, что боксер – это всегда тяжелодум. Но он говорил достаточно точно.

Существует блок Кличко в мэрии, который действует достаточно успешно. Сейчас его группа добилась того, что целый ряд решений мэрии был отвергнут. В частности, Фонд государственного имущества Украины под напором блока Виталия Кличко прекратил приватизацию столичного стадиона "Старт". И целый ряд киевских дел показал, что эта группа достаточно решительна. В этом смысле вопрос о том, что Кличко может претендовать на пост мэра, вполне реалистичен.

– Вообще-то говоря, очень интересный вопрос – какая политическая партия в какой степени обладает такой группой энергичных, действующих, понимающих людей – тем, что мы называем командой. Значит, у Кличко она есть?

– Более того, она уже сделала следующий шаг. Кличко объявил о создании партии "УДАР" – "Украинский демократический альянс за реформы". При этом он говорил: "Цель нашей команды – создать предпосылки для успеха страны. Мы хотим объединить успешных, просвещенных активных людей, приобщить их к управлению государством. Только после этого в стране начнутся реальные изменения".

Нынешнюю власть Кличко критикует сдержанно, но, в общем, постоянно и точно. Теперь события разворачиваются по такому сценарию. Партия 24 апреля 2010 года объявила о своем существовании. Кандидатуру поддержали активисты Виталия Кличко. Виталий правильно начинает борьбу – он для начала будет бороться за реальные успехи этой партии на региональных выборах. В этом отношении очень интересно, что он начал с Львовской области, то есть там, где складывается наиболее сложная ситуация. Я не могу сказать, что весь путь прочерчен: сегодня – группа в киевской мэрии, завтра –партия и фракция в парламента, послезавтра – президентский пост, но, по крайней мере, логически все это выглядит достаточно убедительно.

– Глядя из России, хочешь – не хочешь, а задашь вопрос о том, что Украина со стороны многими воспринимается как расколовшаяся надвое страна, одна часть которой смотрит на Запад, а другая – не на восток, а на север, на Россию. Прозападная часть страны со Львовом в центре, а пророссийская – скажем, с Донецком. Кличко тяготеет к какому-то одному из векторов этого развития? Либо Виталий Кличко – та самая потенциальная "третья сила", о которой так много говорят все те, кому раскол Украины крайне не по сердцу?

В бизнесе уже убедились, что бизнес-команды, команды прорыва, проектные команды складываются очень сложно, а живут очень тяжело и недолго

– Наверное, сам по себе Кличко как победитель, как человек принципиальный, –гордость Украины, пока только спортивная. И как бренд это впечатляет. Говоря о том, насколько силен раскол в украинском обществе, нельзя не признать, что власть не может его преодолеть – ни прежняя, ни нынешняя.

Но вот интересный момент. Совсем недавно президент Украины Виктор Янукович предложил львовской областной раде в качестве губернатора области кандидатуру своего человека из Партии регионов. Общественность Львова реагировала очень болезненно, люди стояли у рады, с нетерпением ожидая, когда закончится голосование. И оказалось, что с абсолютным большинством победил тот человек, которого предложил Янукович. Потому что люди, сидящие в администрации, посчитали, что лучше переметнуться на эту сторону, сохранив свои места. Ну а потом они, опустив голову, проходили мимо разъяренной толпы. Поэтому считать, что что-то происходит на уровне раскола и постоянных войн, не надо… Работают другие куда более сложные механизмы.

– Но ведь тут разговор идет о пиаре! Совершенно очевидно, на мой взгляд, что тот человек, который, пусть даже на словесном, скажем так, "рекламно-пиаровском" уровне сумеет объединить Восточную и Западную Украину, будет абсолютным народным лидером и героем. Так вот, вопрос в том, способен ли Кличко стать таким героем? И на что все-таки ориентирована его политика?

– В принципе, Кличко занимает абсолютно нейтральную позицию. У него были в период правления Тимошенко шаги в поддержку ее правительства. Прошлое у него либеральное. В то же время, он решительно поддерживает все то, что позитивно, что предлагается его партией. Он достаточно чист в этом отношении. Есть ли у него шансы? Я думаю, что шансы завоевать некоторые симпатии, конечно, у него есть, хотя, может быть, появление его партии станет еще одним способом сбрасывания куда-то голосов. Все-таки на Украине 176 партий – это многовато. В какой степени реалистичны вообще его планы? Для меня Кличко пока в этом отношении – загадка. Впрочем, он человек и украинский, и в большой степени западный. Он тренируется в Германии и отлично ориентируется в немецкой политической жизни.

– Немцы его считают своим. За него все переживают, болеют.

– В этом отношении я бы сказал, что принципиальная возможность увидеть, что такое демократия и демократические ходы в политике, у него есть. В этом отношении, мне кажется, он по-хорошему "космополитичен".

– Осталось только предположить, что Виталий Кличко придет к власти в Украине примерно тогда же, когда в России придет к власти, например, Николай Валуев, небезызвестный боксер. А Арнольд Шварценеггер к тому времени преодолеет бюрократические препоны и станет президентом США. И вот тогда президенты поговорят между собой "шершавым языком" боксерских перчаток…

– Это, конечно, хорошо звучит как шутка. Но есть и более серьезные вещи. Понимаете, в бизнесе уже убедились, что бизнес-команды, команды прорыва, проектные команды складываются очень сложно, а живут очень тяжело и недолго. И убедились в том, что попытки использовать спорт для сплочения таких команд – это фуфло! На самом-то деле, "командность" в бизнесе формируют совсем другие отношения между людьми. Поэтому считать, что перенесенные боевые качества из спорта в политику обязательно сработают, рановато. Я думаю, что пока Кличко является в этом отношении феноменом.