«Здесь не находиться»
Лица на Триумфальной
В последний день мая, 31-го числа, в полном соответствии с традицией в Москве на Триумфальной площади прошла акция в защиту 31-й статьи Конституции, которая, напомним, гарантирует гражданам свободу митингов и собраний. Планировалось начать...
В последний день мая, 31-го числа, в полном соответствии с традицией в Москве на Триумфальной площади прошла акция в защиту 31-й статьи Конституции, которая, напомним, гарантирует гражданам свободу митингов и собраний.
Планировалось начать акцию в 18:00, и ровно в шесть часов из дверей станции метро «Маяковская» показались участники несогласованного митинга, возглавляемые молодым человеком Ильей. В руках Илья под скандирования соратников «Россия без Путина» нес флаг России. Участники митинга прошли вдоль здания метро и, свернув в направлении центра Триумфальной площади, столкнулись с оцеплением сотрудников милиции. Так, практически вся масса наиболее активных несогласных сконцентрировалась вдоль Концертного зала им. Чайковского – пройти дальше им просто не давали силовики. Вернее, пытались не давать. В толпе людей – митингующих, журналистов, милиционеров, случайных прохожих – едва ли можно было свободно вздохнуть.
Под напором тел милиция поначалу была вынуждена отступать, отдавая территорию оппозиционерам. Их количество постепенно росло. Разумеется, такое положение вещей не могло не привести к открытым конфликтам с милицией. Опять же, в соответствие с традицией. Там, где плавающая «территория» митингующих граничила с «территорией» правоохранительных органов, периодически возникали стычки. И хотя мне лично не довелось увидеть открытую агрессию митингующих в отношении милиционеров (они просто шли, пытались идти вперед, подталкиваемые в спину единомышленниками), последние время от времени хватали наиболее активных оппозиционеров под руки и тащили в милицейские автобусы. Задержанные не сопротивлялись. Либо шли сами, либо использовали пассивное сопротивление и не делали ничего. В таком случае милиционеры их волочили ногами по земле, либо и вовсе несли на руках.
Любой такой инцидент сопровождался хоровым «Позор». В промежутках между задержаниями митингующие скандировали «Россия без Путина». Если начинали кричать «Позор», значит, кого-то опять «повязали».
Изредка можно было видеть мелкие конфликты и среди гражданских. Но это – скорее исключение из общего правила.
Милиция, журналисты и митингующие были представлены на Триумфальной площади в примерно равных пропорциях, общее же количество собравшихся исчислялось сотнями людей. Более ста пятидесяти участников несанкционированного митинга были задержаны и помещены в автобусы. Не проходило и 5 минут, чтобы мимо меня милиционеры под руки не провели очередного активиста, начиная от старшеклассников и заканчивая пенсионерами.
Всюду мелькало число «31» - символ акции. На футболках, значках, на бумажках в руках собравшихся.
Очень жизнерадостная и на вид милая женщина, оттесняемая оцеплением милиции, обронила желтый лист с черными цифрами «31», который тут же попал под милицейские ботинки. Нырнув вниз, женщина все же извлекла листок из-под ног стражей порядка и, запрыгав в такт музыке (о ней – ниже), высоко, на вытянутой руке, им замахала. Длилось это полминуты, после чего ближайший милиционер выдернул желто-черную бумажку из ее рук, вызвав тем самым негодование активистов.
Помимо прочего, на митинге была замечена синяя лейка. Видимо, за неимением у ее хозяина ведра.
На митинге можно было увидеть лозунги: «Свободу политзаключенным», «Отдайте наши квартиры», «Если бы вы не так боялись, здесь могла быть ваша реклама», «Чего ждет власть?», «Россия, я твой?!», «Выбираю свободу»…
В ходе митинга я поговорил с депутатом Национальной ассамблеи, членом движения «Солидарность», участником и, по ее собственным словам, одним из организаторов митинга Татьяной Левчишиной:
- Что сейчас, по-вашему, происходит?
- Омоновский беспредел.
- Как вы оцениваете перспективы митинга?
- Он же не заканчивается на площади. Продолжение следует в ОВД, где фальсифицируются протоколы.
- Довольны ли вы результатами акции?
- Сложно сказать. Результат не в том, чтобы собраться вместе, а в том, чтобы выход людей в сложившейся ситуации не был экстремальным. Чтобы могли выходить старики с детьми. А наша власть устраивает из всего экстрим, совершенно не думая, что мы не остановимся. Ведь естественно, что если власть не делает ничего, а только бьет интеллигенцию и рабочих, то народное недовольство будет вырываться наружу и выплескиваться в подобных мероприятиях.
- На днях Путин заявил, что не имеет ничего против конструктивных предложений. У митингующих есть конструктивные предложения?
- Комментировать Путина – себя не уважать. Он уже много лет у власти, и это только к худшему. Все малейшие попытки демократизации страны, которые были до него, окончательно сведены на нет. Власть должна быть сменяемой, по крайней мере, в демократическом государстве. А у нас сели, как цари на трон, и считают, что Россия – это их вотчина.
Надо сказать, что милиция действовала очень слаженно, живой цепочкой, переплетясь локтями друг с другом, направляя митингующих и разделяя толпу на мелкие фракции. Уже к половине восьмого несанкционированный митинг в поддержку 31-й статьи Конституции был практически подавлен.
Здесь важно отметить, что власти к очередному выступлению оппозиции готовились сильно заранее. Задолго до появления митингующих многочисленные силовики бороздили Триумфальную площадь с громкоговорителями в руках, призывая граждан «здесь не находиться». Несколько симпатичных и оппозиционно (но мирно) настроенных бабулек со значком «31» на груди уже в половине шестого стояли на площади вдоль проезжей части, опершись на металлические ограждения, и между собой обсуждали вопросы политики. А им в лицо, подойдя вплотную, через мегафон сотрудники милиции предлагали разойтись.
- Зачем вы на меня орете?
- Так вы же меня не слышите!
Во-вторых, власти предусмотрительно организовали на площади «День поколения». Акцию, посвященную как бы сдаче крови. «Россия – это я» - один из основных лозунгов санкционированного мероприятия. Не углубляясь в детали, отметим, что оно сопровождалось чрезвычайно громкой музыкой (в различных жанрах, от российского патриотического хип-хопа до хитов «Любэ» и «Кино»), не оставляя шансов несогласным быть услышанными.