Поленов и Зевс
Фото Александра Тягны-РядноХудожник Василий Дмитриевич Поленов – один из счастливейших в истории России людей. Он объездил весь мир, эту возможность ему дала Большая Золотая медаль на Парижской Всемирной выставке, будучи дворянином, не пострадал от революции, напротив, его усадьба была ему оставлена в пожизненное пользование как "народному художнику", звание он получил от большевистской власти одним из первых, а все дело в том, что он был "народником", то есть, устраивал с крестьянами самодеятельные театральные представления, занимался просвещением – в музее мне показали его Диораму ("Латерна Магика", на самом деле). Это картины из его кругосветного путешествия, которые Поленов сделал как "театр живописи", по специальной технологии: когда свет ставится перед картинкой – зритель видит одно изображение, за картинкой – другое. И так картин сорок. Даже сейчас и даже на меня представление произвело сильное впечталение, что уж говорить о неграмотных крестьянах сто лет назад, для них это было настоящее чудо. Поленов ходил со своей латерной магикой по деревням, сопровождая спектакль рассказом о разных странах. Если большевики попробовали бы тронуть художника, крестьяне насадили бы обидчиков на вилы. Лозунг "хлеба и зрелищ" обернулся отъемом хлеба, но хотя бы зрелища надо было оставить. "Народный художник" был при этом художником, бесконечно писавшим Христа (68 картин), тонким лириком, а его ученики – Коровин, Левитан, Головин, мирискусники.
Директор усадьбы-музея Наталья Николаевна Грамолина на крыльце своего дома беседует с гостями: "поленовцы" журналист Рубен Макаров и его сын Андроник, проведший для нас сеанс "Диорамы" (Фото Александра Тягны-Рядно)
В музее Поленова – все как было при его жизни. Археологические находки (археологом был его отец, страсть передалась по наследству), матрешки – самые первые, которые его друзья-художники стали делать в Абрамцево, насмотревшись на японские образцы. Он сам тогда жил в Абрамцево, привез их потом в свою усадьбу. Первые матрешки были портретными: в виде матрешек художники изображали друг друга. Само собой, в музее висят картины Поленова, его друзей, семейные портреты и вещицы – есть принадлежавшие Наполеону и Державину, в поленовской генеалогии много пересечений с Историей. Место для строительства усадьбы Поленов выбрал не раздумывая: ему понравился этот изгиб Оки, неподалеку от Тарусы. И теперь многочисленные "поленовцы", прямые потомки, их родственники и друзья, живут в музее-усадьбе, полностью воспроизводя образ жизни и даже атмосферу, которая была при Поленове. Художнику удалось на сто лет вперед продлить свой век, от которого нигде, кроме как в Поленово, не осталось следа. Сегодня, как ни странно, восторжествовал РАПП: коллективное варево под управлением воскресшего цккпсс, с лозунгами "культурная столица Европы", "скептики будут посрамлены", и никакой отдельно взятый Поленов погоды тут не делает, погоду делает Зевс.
Фото: Александр Тягны-Рядно