Россия не одобрит договор по СНВ раньше американцев

Неочевидно, от каких угроз собираются защищать США, размещая в Европе комплексы наземного базирования ПРО, заявил замминистра иностранных дел Сергей Рябков на парламентских слушаниях по новому договору об СНВ во вторник, которые провел глава думского комитета по международным делам Константин Косачев.
С.Рябков не видит существования угроз со стороны Ирана, которые требовали бы развертывания ПРО в Европе. Он считает, что начинать надо с совместной оценки угроз и возможности их преодоления без развертывания военно-технических сил. Замминистра сожалеет, что позиции США и Польши не совпадает с российскими.
Рябков отметил сокращение общего количества инспекций по сравнению с прежним договором до 18 в год. Каждой ракете, как автомобилю, будет присваиваться номерной знак, который позволит отследить весь ее жизненный цикл. В отличие от прежнего СНВ, новый договор не требует применения телеметрических систем контроля, он в большей степени основан на доверии. Весь пакет договора с приложениями составляет более трехсот страниц. От заключения договора выигрывают как отношения России с США, так и международная стабильность в целом, заявил Рябков, призывая депутатов ратифицировать договор. В будущем он надеется придать ем у многосторонний характер.
Замначальника Главного оперативного управления Генштаба, генерал-майор Сергей Орлов представил позицию Минобороны, согласно которой новый договор не накладывает ограничений на развертывание российских ядерных сил. В нем существенно облегчен ликвидационный механизм и сокращается количество инспекций. Количественные показатели договора позволяют РФ обеспечить контроль в мирное время и нанести поражающий удар с высокой вероятностью.
Директор Института США и Канады Сергей Рогов в своем выступлении на слушаниях пояснил, что 5,1 тыс активных боеголовок, как они квалифицируются в новом договоре, означают примерно тысячу тактических и четыре тыс стратегических, т.е. возвратный потенциал США составляет 2,5 тыс. Конечно, тайно его разместить нельзя. У России ситуация более сложная, паритета с американцами по возвратному потенциалу у нас нет и нет никаких шансов возродить договор по ПРО 1972 года. Договор надо ратифицировать, но торопиться не надо, считает Рогов. Он предупредил, что направленный на дискредитацию России шпионский скандал и требования заверений, что администрация Обамы не давала России секретных обещаний отказаться от размещения ПРО в Европе затягивают ратификацию СНВ в Конгрессе до выборов, в результате которых республиканцы могут увеличить свое большинство и шансы на ратификацию сокращаются.
Депутат фракции эсеров Семен Багдасаров не согласен с доводами о возможности рассматривать СНВ отдельно, его настораживает визит Клинтон в Грузию, вмешательства США в грузинскую политику, слабость российской дипломатии в отличие от советской, что отражает либо неграмотность, либо непонимание российских национальных интересов. Комментируя планы бомбардировок Ирана, Багдасаров напомнил, что это не Ирак, здесь объекты рассредоточены и в то же время Иран достает своими ракетами Израиль и американские объекты в Ираке. Поскольку сами США Иран не достает, США будет продолжать политику поддержания напряженности, терроризма и северного маршрута - поставок героина из Афганистана в Россию. В то же время Багдасаров считает СНВ выгодным России, поскольку ракеты средней дальности уничтожены Горбачевым и Шеварднадзе, а сейчас нам важнее создавать высокоточное оружие.
Директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов высказался за ратификацию СНВ в Думе, предложив затормозить ее на стадии завершающих процедур, т.е. Совет Федерации может принять к рассмотрению и отложить рассмотрение договора, конституционный суд признал это возможным. Количество сокращений в новом договоре беспрецедентно невелико, происходит это в основном за счет изменения форм зачетов. По словам Арбатова, США продолжают воспринимать Россию как ведущую ядерную державу. 10 тыс стратегических боезарадов - это огромный возобновляемый ресурс, которого хватит на 20-30 лет переговоров, которые идут уде 40 лет, за это время возможно восстановление экономики. Арбатов отметил в преамбуле договора то, что дезавуирует конструкцию всего документа. Арбатов высказался против привлечения к переговорам с США третьих стран, что будет снижать возможности России, при этом ограничивать их вооружения надо. Арбатов пояснил, что возвратный потенциал возник к связи с намерениями США не ликвидировать боеголовки, а снимать их и складировать, оставляя посадочные места.
До конца сессии перспективы ратификации СНВ будут рассмотрены на заседании комитетов по обороне и международного. По итогам предыдущего обсуждения договора глава комитета по обороне Виктор Заварзин высказал журналистам намерение быстрее ратифицировать документ, Косачев, напротив, заявил, что "ратификация не актуальна для весенней сессии Госдумы", поскольку Сенат конгресса США может собраться в полном составе и приступить к рассмотрению вопроса не раньше сентября и "совершенно точно мы первыми не будем".
Лев Файнберг