Цензура или смерть
Документальный фильм, с которым финские зрители познакомились благодаря программе расследований YLE TV2 «Свидетель», был передан нам коллегами-журналистами из Тампере. Подготовлена кинолента была при участии российского Центра экстремальной журналистики и «Новой газеты». О его содержании красноречиво говорит название — «Цензура или смерть» (Sensuroi tai kuole).
Число погибших российских журналистов множится, а государственной защиты — никакой
От великана можно всего ожидать
По словам Ханнеле Валкиениеми, продюсера и ведущей этой программы расследований YLE Television, «Свидетель» стремится с максимальной честностью рассказать о самых горячих проблемах, используя мнения и комментарии людей, владеющих ситуацией изнутри, — представителей стран, о которых идет речь в сюжетах, подготовленных финскими журналистами. «Цензура и смерть» в этом смысле — не исключение».
«Пугает простое перечисление имен погибших российских журналистов: автор и ведущий программы журналистских расследований «Специальная бригада» Юрий Щекочихин, внештатная журналистка «Новой газеты» Анастасия Бабурова и адвокат Станислав Маркелов, верстальщик химкинской газеты «Гражданское согласие» Сергей Протазанов, Анна Политковская («Новая газета»), правозащитница Наталья Эстемирова… С годами число фамилий существенно прибавляется, важно разобраться в причинах происходящего, хотя, как считают участники интервьюируемых в фильме людей, они на поверхности, — говорит Ханнеле Валкиениеми.
«Ты борешься с великаном, а от великана можно всего ожидать, если он сумасшедший, и защиты ждать не приходится, — таково мнение Михаила Мельникова (Центр экстремальной журналистики). — И все равно остаются люди, которые не боятся говорить правду».
Борьба с великаном чревата. Вероятно, поэтому девизом журналистского экстрима избраны известные слова: «Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол, он звонит по тебе» (английский поэт XVII века Джон Донн).
В фильме приведены цифры: ежегодно жертвами физического насилия становится 40–60 российских журналистов, причина гибели самых бесстрашных — профессиональная деятельность.
Невозможно начинать день и бояться
Печальное лидерство по числу погибших на протяжении последних лет сохраняет «Новая газета». Это подтвердил в фильме «Цензура или смерть» заместитель главного редактора издания Виталий Ярошевский. А в интервью финским коллегам сказал: «Невозможно пить утренний кофе и бояться, начинать день и бояться — важно подумать о том, что мы не защищены государством…»
Помнится, в самом начале лета, участвуя в дискуссии на тему «Что мы знаем об Анне Политковской, он же отметил: «У меня давнее впечатление, что за границей люди больше интересуются нашими проблемами, чем мы сами» и с горечью констатировал: «Профессия в кризисе, погибают самые сильные, честные — лучшие…»
«Помню день, когда похитили Наташу, мы вместе были в Чечне, — вспоминает трагические события, связанные с гибелью Натальи Эстемировой, председатель комитета «Гражданское содействие», член совета и руководитель сети «Миграция и право» правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина. — 15 июля 2009 года она вовремя не пришла на встречу, но сначала мы не беспокоились — слишком много дел у нее всегда было… Ее тело нашли в соседней с Чечней Ингушетии с простреленной грудью и головой — контрольный выстрел… Потом я стояла в морге, смотрела на Наташу, на ее волосы с запеченной на них кровью… Никогда этого не забуду…»
К слову, на нынешнем форуме «Петербургский диалог», проходившем в Екатеринбурге, шла речь об убийстве Натальи Эстемировой, а затем по этому поводу высказалась канцлер Германии Ангела Меркель. Выразив недовольство в связи с тем, что заказные убийства журналистов в России не раскрываются, она заявила: «За права человека надо бороться, надо вселять мужество в других людей, чтобы они могли свободно озвучивать свое мнение…» Тут же на это отозвался Дмитрий Медведев, утверждая, что киллер, убивший Эстемирову, объявлен в международный розыск и сейчас устанавливается заказчик.
Час прослушки дорог, человека убить — копейки
О цензуре и смерти говорит в документальном фильме финской программы расследований YLE TV2 «Свидетель» журналист, сам едва избежавший гибели, редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов — тот, что честно боролся за химкинский лес, издавал газету, выдерживал серьезные угрозы в свой адрес, перенес семь операций после жестокого избиения в конце 2008 года. Незадолго до инцидента Бекетов неоднократно обращался в милицию по поводу угроз, связанных с противодействием вырубке. Его никто не защитил — точно так же, как других журналистов, попавших под жернова обстоятельств и времени, не позволяющих выжить человеку, имеющему честный взгляд на происходящее.
«Даже когда речь идет о бытовом насилии, процесс раскрытия дел еще как-то движется, раскрываемость убийств на бытовой почве подчас достигает 80 процентов, в то время как тот же показатель по раскрываемости заказных убийств едва достигает двухпроцентного рубежа, — говорит об известной тенденции Михаил. — Преступления, связанные с насилием и гибелью журналистов, зачастую остаются в разряде нераскрытых дел. Час прослушки неугодного стоит немало — не меньше 80 евро, а человека убить — дело копеечное, могут убить и за 500 баксов...»
Ситуация, при которой кто-то позволяет себе отнимать у ближнего хлеб, в то же время пытаясь научить его жить, к несчастью, для нашей страны характерна — история к повторениям склонна, это неоднократно случалось в известные годы. Такая мысль, высказанная в киноленте, поражает и одновременно пугает своей простотой и реальностью. Между тем губительна и печальна — как для журналистов, которые считают своим долгом, добиваясь правды, ходить по острию ножа, так и для общества — сама указанная в названии фильма альтернатива: цензура или смерть.
Евгения ДЫЛЕВА