Сегодня исполнилось бы 80 лет философу Мерабу Мамардашвили

Крупнейшему мыслителю XX века, философу Мерабу Мамардашвили исполнилось бы сегодня 80 лет. Мамардашвили родился в Гори 15 сентября 1930 года, в 1934-м семья переехала в СССР, в 1954 году Мамардашвили окончил философский факультет МГУ, а в 1957-м - аспирантуру Московского университета. В эти же годы Мераб Мамардашвили участвует в работе логико-методологического семинара под руководством Александра Зиновьева. С 1957-го по 1961-й год Мамардашвили работает редактором-консультантом в журнале "Вопросы философии", в 1961 году защищает кандидатскую диссертацию "К критике гегелевского учения о формах познания" (Москва), а в 1970-м - докторскую ("Формы и содержание мышления", Тбилиси). В 1972-м Мамардашвили получает звание профессора, в 1974-1980 годах он - старший научный сотрудник в Институте истории естествознания и техники АН СССР. В 1980-м, по приглашению директора Института философии АН Грузии академика Нико Чавчавадзе, Мераб Мамардашвили переезжает в Тбилиси, работает там в должности главного научного сотрудника. 25 ноября 1990 года Мамардашвили умирает от инфаркта в аэропорту Внуково в Москве во время регистрации на рейс в Тбилиси.
"Я могу вам признаться, что одно из моих переживаний, из-за которых, возможно, я и стал заниматься философией, было совершенно непонятное, приводящее меня в растерянность - слепота людей перед тем, что есть. Стоят нос к носу с чем-то и этого не видят. Это происходит потому, что мы не извлекаем опыт. И это происходит бесконечно - все заново и заново в нашей жизни, или в истории в целом, повторяется одна и та же ошибка. Почему? Потому что, очевидно, не существует структуры, в которой мы раз и навсегда извлекли бы опыт из того, из-за чего нам пришлось раскаиваться. Если этого не сделать, то это будет повторяться. В российской истории вовсю гулял гений повторений, повторений дурных до тошноты", - приводит слова Мамардашвили телеканал "Культура".
Когда его упрекали, что он, философ, занимается политикой, Мамардашвили отвечал: "Не мое это дело, не дело философа заниматься политикой. Но я не могу смотреть в глаза молодым, я не могу видеть их вопрошающие взгляды: где ты, Мераб, и как нам быть?".
"Сейчас в России критический период в том смысле, что если русский народ сейчас же, каждый по отдельности и по личной своей воле не содрогнется от отвращения к себе, к своему образу, тогда в России ничего не изменится. А если там ничего не случится, то значит и у нас все останется по-прежнему, потому что мы окажемся под обломками России", - цитирует Мамардашвили "Радио Свобода", приводя и такую из него цитату: "Я грузин и философ, с юности я нахожусь во внутренней эмиграции" (из интервью Мамардашвили за два месяца до смерти).
Подчеркивает "Радио Свобода" и следующее: "26 мая 2001 года, когда в Грузии отмечали День независимости, Эрнст Неизвестный установил в центре Тбилиси, рядом со зданием первого парламента изумительную по глубине мысли скульптуру Мераба Мамардашвили. Недавно одна из радиостанций проводила опрос на проспекте Руставели: девять из десяти опрошенных не смогли ответить на вопрос, кто именно увековечен в этой скульптуре".
Юбилей Мераба Мамардашвили в стране практически не отмечается, о чем рассказал диссидент советской эпохи, лидер грузинских либералов Леван Бердзенишвили: "Есть люди и в Гори, и в Тбилиси, которые вспомнят о юбилее, для которых имя и наследие Мамардашвили много значат, но он непопулярен у нынешних властей, в политике которых есть крен в сторону национализма. Есть отдельные люди, поддерживавшие президента Звиада Гамсахурдиа, которые и по сей день борются против Мамардашвили, против его наследия. Вообще считается, что он не был патриотом, поэтому отмечать широко его юбилей - это как-то непатриотично...".
См. также: