Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Депутаты обещают не передавать религиозным организациям музеи и архивы


«Ответственность за содержание и реставрацию переданных религиозным конфессиям историко-архитектурных памятников не предусмотрена», — сказал председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России, раввин Зиновий Коган при обсуждении в Малом зале Госдумы в среду правительственного законопроекта второго чтения о передаче религиозным организациям государственного и муниципального имущества религиозного назначения на слушаниях ответственного комитета Госдумы.

Раввин Коган считает необходимым такую ответственность предусмотреть, потому что «архитектурные памятники десятилетия стоят без окон, без дверей и разрушаются из-за спора за собственность», или из-за того, что «у прихода есть уже неплохое помещение, а это взяли так, от жадности, или самого прихода уже нет — все уехали, поумирали». Зиновий Коган твердо уверен, что если взял здание в пользование — его надо содержать и реставрировать.

С альтернативной позицией выступил руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский. В комментарии нашему корреспонденту Льву Файнбергу он категорически не согласился с тем, что в одном законопроекте по передаче религиозной собственности должны быть прописаны ссылки на статьи УК или КоАП, нормы пожарной безопасности или проверки Счетной палаты, также нормы по обратному механизму возврата собственности. Кибовский считает, что для охраны переданных объектов культурного наследия достаточно норм действующих законов.

С аналогичной позицией выступил председатель думского комитета по культуре Григорий Ивлиев, подтвердив, что ответственность за сохранность памятников культуры уже предусмотрена законом. Он также отметил, что объект религиозного назначения может быть изъят у религиозной организации, но в таком случае его следует передать другой религиозной организации. Ивлиев выразил благодарность подвижникам культуры, которые все это сохранили. «Несмотря на передачу, мы будем сохранять объекты культурного наследия, но объем затрат на это огромный и средств на охрану культуры депутаты не увидели в бюджете. При этом и у церкви появились новые возможности для привлечения инвестиций», — сказал глава комитета. Ивлиев отметил необходимость обеспечения конституционного права граждан на доступ к объектам культурного наследия, который может быть ограничен. Депутат считает, что в церквях XII века — Спасо-Преображенском Мирожском монастыре в Пскове или церкови Троицы в Никитниках — служба не может проводиться, как в обычных приходах. Музеи-заповедники, объекты археологического наследия не подпадают под действие обсуждаемого законопроекта, заверил депутат.

Директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина вызвала аплодисменты своей речью в защиту музеев-заповедников, в отношении которых содержание законопроекта, как она считает, «остается неясным». Опыт музеефикации таких ансамблей был инициирован еще Московским археологическим обществом и Императорской археологической комиссией. Одним из наиболее значимых из них явилось учреждением Ростовского музея, которому было вверено изучение и сохранение Ростовского Кремля с его давно пустующими храмами. Как древние и хрупкие реликвии, они нуждаются в особых условиях содержания. И в советское время учреждение музеев-заповедников позволило не только сохранить многие произведения искусства от их превращения в имущество, которое могло быть продано, уничтожено, перелито в слитки, но и реставрировать, поддерживать их, сделать их доступности для народа. «Музеи-заповедники стали зримыми свидетельствами величия древнерусской и русской церковной культуры, не позволяющими предать забвению великую. Историю нашей Родины. Они и сегодня остаются единственной институцией, способной защитить особо ценные объекты национальной культуры, однако все это законопроект о передаче религиозных объектов игнорирует. Музей в Московском Кремле учрежден Указом Императора Александра Первого в 1806 году», — сказала Елена Гагарина. Она считает недопустимым проводить службы в кремлевских храмах так же, как и в обычных приходах.

Член Общественной палаты Сергей Абрамов представил поправки ОП, в частности, по учету мнения собственника объекта, передаваемого религиозной организации, также о компенсации помещения, чтобы оно было равноценным и пригодным к использованию. В интервью нашему корреспонденту Сергей Абрамов высказал уверенность в том, что построивший или восстановивший культовый объект предприниматель не обязан передавать его церкви.

С основным докладом на слушаниях выступил замминистра экономического развития Юрий Манылов. По его словам, в последнее время процесс передачи религиозной собственности активизировался, в 2009 году передано более 70-ти и в этом году уже около 80-ти, до конца текущего года ожидается передача 150-200 объектов. При этом регионы изредка передают свою собственность религиозным организациям. «Сам по себе закон не накладывает на государство обязанностей по передаче религиозной собственности, но почему-то сложился миф, что все тысячи объектов будут переданы», — сказал чиновник. По его словам, предусмотрен заявительный характер и законопроектом предусмотрен очень узкий круг оснований для отказа в передаче. При этом любой переход права собственности в религиозные организации влечет бремя содержания и это очень серьезная нагрузка. Манылов сказал, что из всех предложений Союза музеев можно учесть только одно — о совместном использовании культурными и религиозными организациями объектов культурного наследия.

Руководитель отдела по взаимодействию церкви и общества Московской патриархии, член Общественной палаты, протоиерей Всеволод Чаплин в своем выступлении напомнил, что уже более двадцати лет стоит проблема возвращения объектов религиозного назначения. Ему непонятно, почему некоторые люди возражают против передачи, аргументируя это тем, что «церковь была частью государства и собственности не имела». «После отделения церкви от государства надо было передать собственность, большевики этого не сделали потому, что это были большевики», — сказал Всеволод Чаплин. Протоиерей заверил, что церковь совершенно открыта и музейные работники смогут осуществлять свою работу.

См. также: лекция Льва Лифшица «Что и зачем мы охраняем? Ценностная структура объекта культурного наследия»

Законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» внесен 16.06.2010 правительством Российской Федерации, прошел первое чтение 09.09.2010.

Согласно тексту законопроекта, государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации в собственность или в безвозмездное пользование на определенный по согласованию с религиозной организацией срок.

Объекты культурного наследия федерального значения передаются только централизованным религиозным организациям.

Действие закона не распространяется на имущество религиозного назначения, относящееся к музейным предметам и коллекциям, входящим в состав Музейного фонда Российской Федерации, или документам, входящим в состав Архивного фонда Российской Федерации или национального библиотечного фонда.

Государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается в безвозмездное пользование религиозной организации в случае, если: данное имущество не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности; передача данного имущества в безвозмездное пользование предложена самой религиозной организацией; данное имущество является помещением в здании, не относящемся к имуществу религиозного назначения.

Согласно ст. 2 законопроекта, имущество религиозного назначения — недвижимое имущество (здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и иные культовые комплексы, построенные для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как богослужения, молитвенные и религиозные собрания, другие религиозные обряды и церемонии, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), включая здания для временного проживания паломников, помещения в не относящихся к имуществу религиозного назначения зданиях, строениях, сооружениях, предназначенные либо предназначавшиеся для совершения и обеспечения указанных видов деятельности религиозных организаций), а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей).

При передаче объекта культурного наследия в собственность или безвозмездное пользование религиозная организация принимает на себя обязательства по сохранению этого объекта, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности (пользования) на данный объект и указываются в оформляемом в установленном порядке охранном обязательстве пользователя (собственника) объекта культурного наследия.

Согласно ст. 8, решение об отказе в передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование или в собственность религиозной организации принимается в следующих случаях:

а) имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона;

б) заявленная религиозной организацией цель использования имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации, или законодательству Российской Федерации;

в) заявление о передаче имущества подано иностранной религиозной организацией или представительством иностранной религиозной организации;

г) имеется решение суда, вступившее в законную силу;

д) имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации.

2. Решение об отказе в передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения в собственность религиозной организации принимается также в случае, если данное имущество:

а) не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) является помещением в здании (строении, сооружении), не относящемся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

3. Решения об отказе в передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, принимаются в соответствии с принципами передачи, установленными статьей 3 настоящего Федерального закона.