Дата
Автор
Ольга Осипова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Американская «Лента» про рейдеров

Представители сети гипермаркетов рассказали о силовом захвате своего офиса в Петербурге и показали видео

Во вторник представители компании Lenta Ltd публично заявили о недавнем рейдерском захвате сети гипермаркетов «Лента» в Санкт-Петербурге. В качестве захватчика на пресс-конференции был назван американский инвестиционный фонд TPG (Texas...

Во вторник представители компании Lenta Ltd публично заявили о недавнем рейдерском захвате сети гипермаркетов «Лента» в Санкт-Петербурге. В качестве захватчика на пресс-конференции был назван американский инвестиционный фонд TPG (Texas Pacific Group).

Председатель совета директоров Lenta LTD Дмитрий Костыгин, генеральный директор ООО «Лента» Сергей Ющенко и управляющий партнер юридической фирмы Magisters Дмитрий Дякин рассказали о конфликте собственников компании и ответили на вопросы журналистов.

По их словам, 14 сентября Ян Дюннинг (бывший гендиректор ООО «Лента», уволен в мае 2010 года, 22 июля это решение было подтверждено вердиктом Международного арбитражного суда Лондона) в сопровождении юристов и сотрудников нескольких частных охранных предприятий штурмом захватил главный офис «Ленты». Журналистам представили фото- и видеозаписи самого захвата.

«Сейчас в офисе находится большое количество неустановленных лиц, в том числе не имеющих гражданства РФ, а государственные органы бездействуют», — прокомментировал ситуацию Сергей Ющенко. До сегодняшнего дня помещение контролируется Яном Дюннингом.

Сеть гипермаркетов «Лента», состоящая из 37 магазинов в различных регионах России, была создана в 1993 г. бизнесменом Олегом Жеребцовым. В сентябре 2009 г. он продал 35,4% акций компании Luna Inc. (в чисе акционеров — TPG Capital и «ВТБ Капитал») и таким образом окончательно вышел из проекта. Сейчас 30,8% акций сети принадлежит компании Luna Inc., 41,02% — инвестору Августу Мейеру (SVoboda Corp.), 11,1% — Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), а остальные 17,8% делят между собой 8 миноритарных акционеров.

Представители компании обвинили TPG главным образом в незаконном захвате офиса и отказе от подписанных ранее договоров. Как выразился Дмитрий Костыгин, «они действуют по принципу: все, что им выгодно, — законно, что невыгодно — незаконно». В качестве примера участники конференции привели сделку о продаже 4,6% акций Lenta Inc. Августу Мейеру, которую TPG отказался регистрировать после оплаты акций. «Это напоминает историю с фармацевтической фирмой «СИА Интернешнл Лтд», когда TPG подписал договора и обещал выплатить деньги. Но там все закончилось отказом от сделки», — привел сравнение управляющий партнер юридической компании Magisters Дмитрий Дякин.

Также представители «Ленты» упомянули о проектах фонда TPG в России с 1998 г., которые в большинстве своем были неудачны. В том числе о скандальном разделе телекомпании «ТВ-6», несостоявшихся инвестициях в инфраструктуру Красноярского края. Были и совсем скандальные проекты, как уже упоминавшаяся сделка по приобретению фармацевтической компании «СИА», когда фонд отказался выполнять подписанный договор о покупке. В результате TPG даже выплатил многомиллионную неустойку. Это к вопросу о методах ведения бизнеса и щепетильности американских фондов.

На вопрос о законности назначении Яна Дюннинга Костыгин пояснил, что «в то время искали генерального директора и рассматривали кандидатуры российских специалистов и иностранных, но с правом его снять в случае, если он не справится». Строго говоря, возможность снимать и назначать гендиректора была изначально делегирована структурам Алекса Мейера. Это было одним из условий продажи Luna части акций «Ленты». О чем и было подписано специальное акционерное соглашение. Собственно, им и руководствовался совет директоров, увольняя Дюннинга. Что и подтвердил Международный арбитражный суд Лондона (Lenta Ltd., которой принадлежит ООО «Лента» зарегистрирована на Британских Виргинских островах), который принял решение в пользу Августа Мейера и подтвердил его право снять господина Дюннинга и назначить на его место Сергея Ющенко.

Касаясь возможности участия «ВТБ-Капитал» в конфликте, Сергей Ющенко выразил в этом сомнение и пояснил, что «ВТБ является ключевым для «Ленты» банком». Кроме того, «ВТБ-Капитал» всего лишь миноритарный акционер Luna Inс. (владеет 20% акций).

Также 3 года назад акционером «Ленты» стал ЕБР, который известен своей инвестиционной деятельностью. «В тот момент он вложил 100 млн долл. в развитие. При этом очевидным является то, что TPG не вложил в компанию ничего», — поясняет Сергей Ющенко. А после заметил, что представители ЕБРР эту ситуацию считают неразрешимой и, возможно, решат продать свою долю компании.

Представителей фонда TPG как второй стороны конфликта не было, и, соответственно, своей версии событий обвиняемые в рейдерстве не представили. Пока что единственной реакцией на захват было заявление пресс-службы Luna inc, где, в частности, говорится, что происшедшее «яркий пример того, что в современной России на практике действуют принципы корпоративного управления и законности», принятые в цивилизованном мире, и что методы ведения бизнеса, типичные для 90-х годов прошлого века, сегодня неприемлемы.

Впрочем, сейчас важнее не то, что они скажут, а то, что сделают — в ответ на предложение Августа Мейера выкупить пакет «Ленты» по цене вдвое выше той, что заплатил TPG (опубликовано в понедельник в газете «Деловой Петербург»). Силовым захватом головного офиса «Ленты» фонд поставил себя в очень щекотливое положение. Принять предложение означает косвенно признать себя гринмейлером (форма рейдерства, основанная на принуждении к выкупу принадлежащих гринмейлеру акций по завышенной цене). Но если не принять, вопросы возникнут уже у акционеров TPG, которых, естественно, в первую очередь интересует прибыль, а не скандальные захваты.

А нас всех интересует вопрос — с каких это пор иностранные инвесторы стали вести бизнес в России в лучших традициях «лихих девяностых»? Тот же TPG, как известно, претендует на покупку крупного пакета акций ВТБ. Вот и думай теперь — доверять ли долю в крупнейшем госбанке компании, представители которой среди бела дня берут штурмом офисы в Петербурге?