Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

В США отмечают день Аляски: американцы получили ее от России ровно 143 года назад


В США в понедельник отмечается "День Аляски" - ровно 143 года назад, 18 октября 1867 года, состоялась официальная церемония передачи Аляски американцам, напоминает РИА "Новости".

История русской Аляски уходит своими корнями в XVIII век: так, еще в начале 1700-х годов она была описана в виде островов русским картографом Семеном Ремезовым. В 1732 году мореплаватель Иван Федоров на судне "Святой Гавриил" исследовал противоположный берег Берингова пролива и впервые нанес его на карту. Ну а больше всего данных об Аляске было получено в результате экспедиций Витуса Беринга и Алексея Чирикова (1728, 1729, 1741).

Первое русское поселения на Аляске было основано в 1784 году путешественником и предпринимателем Григорием Шелиховым. Именно с той поры Аляска носила название Русской Америки, но недолго – менее чем через век, 30 марта 1867 года, между Россией и США был подписан договор, согласно которому Аляска отходила во владение американцев, причем за смешную по нашим меркам сумму – всего за 7,2 миллиона долларов. Теперь последний понедельник марта - это официальный праздник Аляски, названный "Днем Сьюарда" - в честь тогдашнего государственного секретаря США Уильяма Сьюарда, который добился заключения этой сделки и подписал договор с российским послом.

О причинах столь невыгодной сделки сразу стали появляться различные слухи.

Так, согласно одной из легенд, решение Александра II и его прославленного дипломата Александра Горчакова о продаже Аляски за столь несерьезную сумму якобы было скоропалительным и необдуманным. Объясняют же столь спешный поступок Императора и его сотрудника тем, что государству срочно нужно было залатать финансовую дыру, возникшую после Крымской войны, и что, кроме как от продажи Аляски, денег было выручить неоткуда.

Да, средства государству тогда были действительно необходимы: так, к примеру, немало денег требовалось на восстановление военно-морского флота. Но говорить о поспешности сделки глупо хотя бы потому, что идея о продаже Аляски была высказана даже не самим Александром II, а генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым-Амурским еще накануне Крымской войны, то есть в царствование Николая I.

Муравьев-Амурский, предвидя экспансию США, предполагал, что продажа Аляски поспособствует укреплению партнерских отношений с Америкой и позволит России сосредоточить свои усилия для укрепления позиций в восточной Азии, где активно действовали в то время англичане. Существенную помощь в противостоянии с Лондоном, считал Муравьев-Амурский, окажет "тесная связь наша с Северо-Американскими Штатами". Еще один аргумент в пользу продажи Аляски, которым оперировал генерал-губернатор, заключался в том, что со временем России будет сложнее защищать столь отдаленные территории.

Предложение Муравьева вызвало одобрение в государственных кругах. Главным сторонником продажи Русской Америки выступал младший брат Александра II Великий Князь Константин Николаевич. Переговоры о приобретении Аляски у России начались в 1867 году при президенте Эндрю Джонсоне, а спустя несколько месяцев план Муравьева-Амурского, который до этого времени существовал лишь на бумаге, претворился в жизнь, и Аляска в один момент перестала быть русской землей.

Однако в первые годы государственный секретарь США Уильям Сьюард подвергся жесткой критике за эту покупку. Заплаченные за Аляску 7,2 млн долларов называли выброшенными на ветер деньгами. В книги по истории приобретение Аляски вошло как "каприз Сьюарда". Будущий 49-й штат именовали "погребом-ледником" и "садом полярных медведей".

Ситуация изменилась только тогда, когда на Аляске и на прилегающих к ней территориях соседней Канады было обнаружено золото, и в конце 90-х годов XIX века началась "золотая лихорадка". Позже там были найдены нефть и газ. Тогда и Россия, владевшая этой территорией 126 лет (и все эти годы Русская Америка, по официальной версии, приносила казне лишь убытки) и расставшаяся с ней без особых колебаний, пожалела о своем решении.

От самой восточной точки России до американских берегов – чуть более 4 км. Именно эти 4 километра и отделяют друг от друга острова Большой и Малый Диомид, между которыми пролегает российско-американская граница. Кстати, здесь же проходит и так называемая линия перемены дат – условная линия, проходящая от полюса до полюса, по разные стороны которой местное время отличается почти на сутки.

Остров Большой Диомид (другое его название остров Ратманова) входит в состав Чукотского автономного округа и принадлежит России, а вот Малый Диомид входит в состав американского штата Аляска.

Аляска была именно продана, а не сдана в аренду

В советские времена циркулировали слухи, будто Аляска была не продана, а сдана в аренду, и с истечением срока аренды пора требовать ее назад. Но эти слухи не соответствовали действительности: ни о какой аренде речи не шло, Аляска действительно была передана за денежную сумму в вечное владение.

Авторы некоторых слухов умудрялись перевирать не только факты, но и путать исторические периоды, приписывая продажу Аляски, почему-то, Императрице Екатерине II, чье царствование приходится на 1762-1796 годы, т.е. почти на 100 лет раньше подписания договора.

Интересно, что на церемонии передачи Аляски американцам произошел довольно символичный инцидент: когда настала пора спустить с флагштока российский флаг, чтобы заменить его американским, при спуске российский флаг застрял на флагштоке, один из солдат сдернул его. В результате флаг Российской Империи упал и лопнул, а вот флаг США был водружен с почетом и без происшествий.

Аляска до 1959 года не могла получить статус штата и значилась территорией, так как считалось, что она неспособна прокормить собственную администрацию. А вот создателем флага Аляски является тринадцатилетний мальчик - Джон Бен "Бенни" Бенсон Младший. Проект флага был создан им в 1927 году: на синем фоне изображены восемь золотых пятиконечных звёзд: семь на изображении Большой Медведицы и Полярная звезда в правом верхнем углу.

Многие любители альтернативной истории часто рассуждают о том, что могло быть, если бы Россия не продала Аляску. Так вот, одни утверждают, что будь Россия мудрее, она была бы сейчас богаче и сильнее, другие – что холодная война могла идти совершенно иначе, а третьи вообще придерживаются того мнения, что лучше бы Аляска была ничейной - всем было бы спокойнее.