Прокуратура просит для Ходорковского и Лебедева по 14 лет и учесть смягчающие обстоятельства
Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и экс-руководитель МФО "Менатеп" Платон Лебедев должны получить по 14 лет лишения свободы каждый. Такую позицию в пятницу огласила сторона обвинения в Хамовническом суде Москвы, передает ИТАР-ТАСС.
Выступление гособвинения длилось несколько дней. Завершая его, прокуроры попросили признать Ходорковского и Лебедева виновными и назначить наказание в виде лишения свободы в колонии общего режима.
Упомянутый срок включает в себя наказание, назначенное подсудимым по первому приговору от 2005 года. Тогда Ходорковский и Лебедев признаны виновными по семи статьям УК РФ и осуждены на 8 лет лишения свободы каждый. Иными словами, как разъяснили потом адвокаты, если суд согласится с новыми сроками, то на свободу Ходорковский и Лебедев выйдут в 2017 году.
- Адвокаты: выступление прокуратуры доказало неправовой характер дела
Также прокурор попросил суд освободить Ходорковского и Лебедева от наказания по эпизоду о хищении акций Восточной нефтяной компании (ВНК) и их легализации, поскольку по этому обвинению истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. Прокурор Валерий Лахтин, тем не менее, заявил, что считает их виновность по этому эпизоду доказанной.
"Интерфакс" отмечает, что при назначении наказания Ходорковскому и Лебедеву прокуратура просит учесть наличие смягчающих обстоятельств. Как заявил в ходе прений сторон прокурор Валерий Лахтин, таковыми является наличие у подсудимых малолетних детей. Гособвинитель обратил также внимание суда на заболевания у Платона Лебедева.
Прокурор обвинил подсудимых "в подрыве устоев государства": они жаловались в Европу
В своем выступлении гособвинитель подчеркнул, что у прокуратуры нет предвзятого отношения к Ходорковскому и Лебедеву, а мнение обвинения о них складывается только из оценки доказательств. Он напомнил, что за подобные преступления в ведущих странах Европы и США предусмотрено наказание, превышающее 20 лет лишения свободы, и назвал эти сроки "естественными и оправданными".
"Новая газета" приводит более точную цитату из выступления обвинителя Валерия Лахтина: "Они обвиняются в совершении преступлений в экономической сфере. За такое за рубежом предусмотрено наказание до 20 лет и более. И это оправдано, так как такие преступления подрывают основы и устои государства. Всякий кто так не считает, подрывает устои государства тоже".
"Ходорковский и Лебедев дискредитировали бизнес-сообщество перед зарубежными инвесторами. При этом они оказывали незаконное давление на суд, на свидетелей, на СМИ, все искажая, они подорвали устои государства и своими обращениями в Европейский суд", - продолжил Лахтин.
Выступая в прениях, прокуратура призвала суд критически отнестись к показаниям подсудимых, которые отрицали свою вину. В то же время, Лахтин заявил, что некоторые сведения, сообщенные Ходорковским и Лебедевым, только подтвердили доводы обвинения, например тот факт, что "Ходорковский распоряжался деньгами нефтяной компании исключительно по своему усмотрению, а мнение других лиц, в том числе миноритарных акционеров, его не интересовало". Проанализировав доказательства и показания свидетелей, в том числе главы "Сбербанка" Германа Грефа и министра промышленности и торговли Виктора Христенко, прокурор заявил, что они лишь подтверждают версию обвинения.
Лахтин напомнил, что подсудимым предъявлено обвинение в присвоении нефти за счет существенного занижения ее стоимости при покупке. Он также уточнил, что похищена была именно нефть, а не прибыль от нее. В полном объеме подтверждается, что высокие бонусы менеджеров ЮКОСа были выплачены из "легализованных денежных средств, полученных в результате хищения", заявил прокурор, подчеркнув, что из-за этого выступавшие суде бывшие сотрудники ЮКОСа не могли дать правдивых показаний, так как те пошли бы во вред интересам "их бывших благодетелей".
Прокуратура также ответила на довод защиты обвиняемых, заявлявших, что первый приговор по неуплате налогов исключает возможность обвинения в хищении нефти. Лахтин отметил, что первый приговор Мещанского суда, вынесенный в 2005 году, касался неуплаты налогов с хозяйственной деятельности, а второе уголовное дело прояснило, что эта легальная деятельность была необходима для прикрытия действий организованной группы, занимавшейся хищением.
Второе уголовное дело в отношении бывших руководителей ЮКОСа и "Менатепа" слушается председателем Хамовнического суда Виктором Данилкиным, со стороны обвинения в процессе принимает участие пять прокуроров. Интересы подсудимых в ходе процесса представляли около 10 адвокатов.
Судебный процесс в Хамовническом суде Москвы начался 3 марта 2009 года, за 19 месяцев прошло около 280 заседаний. За это время суд изучил 188 томов материалов уголовного дела, а также многочисленные документы, в том числе протоколы собраний акционеров, решения арбитражных судов, постановления о выемках документов, договоры обмена акций.
В суде выступил 81 свидетель: 52 - со стороны обвинения и 29 свидетелей защиты. В частности, суд допросил главу "Сбербанка" Германа Грефа и министра торговли и промышленности РФ Виктора Христенко. При этом в список обвинительного заключения в качестве свидетелей были включены 250 человек, а защита настаивала на вызове еще 300 свидетелей.
Адвокаты: выступление прокуратуры доказало неправовой характер дела
"То, на что обращают внимание наши подзащитные: цель уголовного преследования не лежит в правовой плоскости", - сказал журналистам адвокат одного из фигурантов дела Константин Ривкин, комментируя выступление прокуратуры.
Адвокаты негативно оценили отказ прокуратуры от уголовного преследования по эпизоду о хищении акций ВНК. "Срок давности по этому обвинению истек еще в 2008 году, - подчеркнул Ривкин. - Тем не менее, мы вынуждены были терять время, вызывая и допрашивая свидетелей по этому обвинению".
Он подчеркнул, что гособвинители отказались от поддержания гражданских исков потерпевших, оставив этот вопрос на рассмотрение гражданского судопроизводства (потерпевшими по делу признаны компании "Роснефть", "Самаранефтегаз" и "Томскнефть", Федеральное агентство по управлению госимуществом и ряд бывших акционеров "дочек" ЮКОСа, они заявили иски в общей сложности на 170 млрд рублей). "Если наши подзащитные будут признаны виновными, то суд рассмотрит эти риски в отдельном производстве", - отметил он.