Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

8 лет теракту на Дубровке: заложникам до сих пор не присвоен статус пострадавших


Около 300 человек собрались сегодня у Театрального центра на Дубровке - вспомнить жертв теракта, произошедшего 8 лет назад. Тогда в ходе спецоперации по освобождению заложников - зрителей, артистов и технического персонала мюзикла "Норд Ост" - погибли 130 человек. Собравшиеся на траурном митинге возложили цветы к памятной плите, положили их и на ступени центра, где от отравления газом умирали бывшие заложники. После "минуты молчания" всех погибших назвали поименно, сообщает "Радио Свобода".

Кроме того, выступавшие потребовали назвать виновных в гибели заложников, большинству из которых не была оказана вовремя квалифицированная медпомощь.

В свою очередь, мать погибшего заложника Александра Карпова ("около тысячи заложников, сто тридцать погибших, из них пятеро - от огнестрельных ранений, и сто двадцать пять - после того, как пустили газ при штурме", - пишет, в частности, в своей статье на "Полит.ру" Александр Черкасов, "Мемориал"), Татьяна Карпова в интервью "Новым Известиям" сказала, что федеральное правительство никак не помогает бывшим заложникам и их семьям.

"И даже никто не попросил прощения за спасательную операцию, которая была провалена, за 130 смертей, 10 из которых - дети. Заложники продолжают умирать от газа, а правительство теперь уже в Страсбургском суде утверждает, что газ был полностью безопасен", - заявила Карпова, сопредседатель Региональной общественной организации "Норд-Ост".

Карпова считает, что нет никаких шансов, что виновных в смерти заложников накажут: "разработчик газа ведь получил Героя". "Официально никто из руководства страны за восемь лет с нами так и не поговорил", - добавляет Карпова.

"Уже восемь лет мы боремся, чтобы у нас появился статус "пострадавшие при теракте", который позволил бы получать что-то постоянное. Адвокаты говорят, что нам все положено, но в судах мы добиться ничего не смогли. Еще мы просили бесплатное пребывание в больницах. У нас медицина бесплатная только на бумаге, а кто с этим сталкивается, понимает, что все очень даже платное. В Москве есть реабилитационный центр при 13-й горбольнице. Но когда ты обращаешься как перенесший газовую атаку и говоришь, что беспокоят сильнейшие головные боли, не можешь ходить, отказывают почки, они отвечают, что бесплатно - только, извините, анализы мочи и кала. А на все остальные анализы или томограммы нас отсылают в другие медицинские центры, где процедура стоит от 3 тысяч рублей. Дети-сироты получают пенсии по потере кормильца - около 3 тысяч. Но что эти деньги для Москвы?", - говорит Карпова.

Единственный, кто пошел навстречу, подчеркивает она, - это лицей "Кораллово", основанный Михаилом Ходорковским, а теперь находящийся на попечении его родителей. "В сентябре я туда лично привозила устраивать группу детей из Беслана", - рассказала Татьяна Карпова. В разговоре с "Новыми Известиями" она упомянула и о том, что ее "вызывали на собеседование люди в штатском": "Напоминали, что помимо погибшего сына у меня есть двое живых, и надо мне одуматься и уйти от этого события".

"Когда террористов убивали, они были под газом, в бессознательном состоянии. Почему было не взять их живыми? За восемь лет мы пришли к очень горькому выводу: это было выгодно нашему правительству", - также заявила Татьяна Карпова.

А отец погибшего заложника Александра Карпова, Сергей Карпов, в беседе с "Московским комсомольцем" подчеркнул, что "о нас давно забыли", "отмахнулись как от надоедливой мухи": "Представляете, прошло 8 лет, а я до сих пор не выяснил, чем травили моего сына! Ведь формулу газа, который пустили в Театральный центр, так и не обнародовали. Эти данные даже не фигурируют в уголовном деле. Зато везде черным по белому написано, что газ был безвредным. Но он же якобы не идентифицирован! Откуда такие выводы? Несколько лет назад нам удалось получить расплывчатый ответ из ФСБ. Нам пояснили, что была использована “спецрецептура на основе производных фентанила”. Министр здравоохранения добавил: “Препарат сам по себе не может вызвать летальный исход”. Однако в медицинском справочнике мы обнаружили иную версию: “Фентанил относится к наркотическим анальгетикам. Его применение без контроля за дозировкой может привести к летальному исходу”. И где правда? Я скажу больше: сейчас Страсбургский суд, куда мы вынуждены были обратиться, рассматривает дело “Норд-Оста”. И они тоже задали вопрос нашему правительству по поводу формулы газа. Но конкретного ответа от России не получили".