Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Политолог Алексей Макаркин: Виктор Черномырдин был хорошим советским директором


Специальный представитель президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами - участниками СНГ, бывший премьер-министр России и бывший посол России на Украине Виктор Степанович Черномырдин скончался сегодня в зарубежной клинике в возрасте 72 лет.

О месте Виктора Черномырдина на политической арене России рассказал в интервью «Полит.ру» заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин:

Это был абсолютно советский человек, который был очень хорошим советским руководителем, хорошим советским директором. Ему пришлось заниматься совершенно неожиданным будущим, создавать одну из крупнейших европейских корпораций на основе руководимого им советского министерства газовой промышленности, и, в общем, эта корпорация до сих пор успешно работает. Затем пришлось руководить правительством в период рыночных изменений, в период очень серьезных катаклизмов, когда возможности для принятия популярных решений были крайне ограничены. Ему бы хотелось, наверное, руководить правительством в советском стиле, но, как рациональный человек, он понимал, что это уже невозможно.

То, что он, советский директор, став премьером, проводил рыночную политику, - его серьезная заслуга. Тот факт, что ему пришлось работать в переходный период, - причина того, что он не смог стать популярным премьером. Стать популярным премьером в этот период просто невозможно, особенно для России.

Та ответственность, тот имидж премьера, который руководил страной в течение почти всех 90-х годов, воспрепятствовал ему добиться больших успехов в области новейшей публичной политики, потому что его подвергла критике оппозиция. Он вынужден был принять на себя ответственность за всю политику кабинета министров, которая проводилась, за ее результаты.

При том, что он был имиджевым, ментальным антагонистом Егора Гайдара, человеком совсем из другой среды, я думаю, что отношение к нему будет в перспективе меняться, что можно сказать и в отношении Гайдара. В том, что удалось в этот период, в период 90-х годов, не развернуться в сторону реакции, продолжить рыночную политику, заслуга Черномырдина. Очень серьезна его роль была и в октябре 93-го, когда его первоначально пытались привлечь на свою сторону Руцкой и Хасбулатов, рассчитывая, что он все-таки свой, он будет с ними и когда он отказался идти с ними, занял очень твердую позицию.

Что касается украинская страницы его биографии, важным является то, что ему было очень трудно воспринимать Украину, как чужую страну. Он воспринимал ее, как страну, которая является частью сообщества, которая образовалась на основе СССР. Поэтому он оказался в очень трудном положении, с одной стороны, все-таки Украина была независимым государством, и из этого, в конце концов, стала исходить российская власть, когда ужесточила свою политику в отношении этой страны, с другой стороны, в самой Украине высказывания Черномырдина в период его работы послом многие воспринимали отрицательно, как вмешательство во внутренние дела страны. Но он искренне отстаивал необходимость позитивных отношений между Россией и Украиной, максимального сближения, он рассматривал Россию и Украину как общий хозяйственный комплекс, пытался сохранить экономические связи. В общем, когда эта политика уже исчерпалась, когда отношения между двумя странами уже приняли отчетливый межгосударственный характер, а при «оранжевом» правительстве Украины они еще и к тому же дополнительно осложнились фактором идеологическим, он ушел.

Я думаю, что Виктор Черномырдин - это человек, который стал одной из значимых фигур постсоветского периода российской истории. В том, что не удалось развернуть страну в сторону административной экономики, в сторону антирыночных мероприятий, в том, что удалось сохранить курс на развитие рыночной экономики, его значительный вклад.