Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Андрей Ланьков: северокорейские власти заставят Южную Корею платить


КНДР спровоцировала очередной военный инцидент на границе со своим южным соседом. 23 октября, во второй половине дня по местному времени, артиллерия Северной Кореи обстреляла южнокорейский остров Ёнпхендо в Желтом море.

Профессор университета Кунмин в Сеуле Андрей Ланьков прокомментировал действия Северной Кореи в интервью «Полит.ру».

Что происходит? Что означают эти северокорейские выстрелы?

Это означает: «Давай деньги, деньги давай», если говорить в стиле 90-х годов, на барыг наезжают. «Барыга» свое место забыл, «браткам» не платит давно. Но, думаю, «барыга» заплатит, куда же ему, родимому, деться-то.

А если переводить сказанное в более приличные формы, то ситуация такова: Северная Корея крайне зависит от иностранной экономической помощи. Она сейчас, в принципе, помощь эту получает, но получает ее, в основном, от Китая, что, конечно, Северную Корею не слишком устраивает. Северная Корея сейчас стремится к тому, чтобы Юг и Соединенные Штаты возобновили помощь ей. Фактически США и Южная Корея бойкотируют Северную Корею несколько лет, то есть почти ничего в одностороннем порядке ей не дают, говорят, мол, вы сначала покажите, что ядерную программу свернули, и тогда мы начнем вам что-то давать.

Северная Корея, естественно, свертывать ядерную программу не собирается, потому что она важна и с точки зрения безопасности, и, главное, именно благодаря ядерной программе их боятся и с ними разговаривают, иначе им никто бы никакой помощи не давал. Поэтому сейчас, после примерно года бессильных усилий, северокорейские власти поняли, что ничего им в ближайшее время просто так не светит, и решили, что пора, увеличить ставки, как они периодически и делают. Это их обычная тактика.

Они сначала устраивают кризис, а потом снимают денежки за восстановление статус-кво, которое было перед этим кризисом. То есть сначала устроить кризис, а потом за то, что больше проблем не создают, получить денежки — это их нормальная и выгодная деятельность, фактически, рэкет, если уж называть вещи своими именами. Сейчас они решили поднять ставки.

Сначала они показали американской делегации тысячи центрифуг, которые делают обогащенный уран, показали, что у них идет, помимо плутониевой, еще и урановая программа, а теперь вот постреливают. Это делается для того, чтобы американцы поняли, что игнорировать просто так Северную Корею нельзя, нельзя притворяться, что она не существуют, начали бы вести переговоры и в обмен на какие-то уступки платить денежки. А Северная Корея хорошо умеет вести переговоры. Они делают так, что уступки будут небольшие, а денежки по их масштабам вполне серьезные.

Та же тактика работает и в отношении Южной Кореи. Дело в том, что, естественно, никто никакой войны начинать не собирается, уже полвека как не собирается ни Юг, ни Север. Однако для Юга такие провокации очень опасны. Дело в том, что Юг очень зависит от международной торговли и от кредитных рейтингов, а такие выходки со стороны Севера подрывают кредитные рейтинги. Ведь журналисты пишут, что вот-вот начнется война на Корейском полуострове. Испуганные инвесторы начинают дрожать и паниковать, южнокорейская экономика страдает, избиратели недовольны и начинают злиться на правительство.

Поэтому корейское правительство в этом смысле очень осторожно. Южнокорейскому избирателю на Север, в общем-то, плевать, но он хочет, чтобы южнокорейское правительство держало ситуацию под контролем и не доводило ее до опасных для экономики страны обострений. Так что есть расчет на то, что несколько таких мероприятий - и южнокорейское правительство решит, что все-таки лучше платить. Скорее всего, так и произойдет. Вот примерно так.

А долго ли Северной Корее будут платить?

Всегда. Это как феодализм. Купцы платили барону, пока он не помирал. То есть примерно так. А что с этим делать? Да, когда-нибудь северокорейский режим рухнет, но он может рухнуть через четверть века, а пока он у власти, он таким образом зарабатывает себе на существование. Когда-то он зарабатывал, играя на противоречиях Советского Союза и Китая, а сейчас вот так вот. Вот такие изобретательные люди.