Дума хочет сохранить прокурорский надзор над следствием

«В Госдуме есть депутаты, которых слова и дело совпадают — если не всегда, то по крайней мере часто», — заявил зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков, который он провел совместно с Александром Хинштейном, чтобы сообщить о поправках к президентскому законопроекту о Следственном комитете. Кроме участников брифинга, поправки подписали еще три депутата разных фракций — Александр Гуров, Андрей Луговой, Александр Куликов. Геннадий Гудков сообщил, что, по его ощущению, разработчики законопроекта «забыли об основном законе — Конституции», передает наш корреспондент Лев Файнберг.
Александр Хинштейн предупредил журналистов, что пока поправки не одобрены ответственным комитетом по законодательству, говорить об успехах как свершившемся факте рано, но «вероятность принятия поправок высокая и они снимают большинство противоречий законопроекта». В разработке поправок принимали участие представители СК, причем их позиция сначала состояла в неприятии всего предложенного депутатами, потом они согласились с большинством предложений и даже обещали Хинштейна наградить — он надеется, что не посмертно.
По словам авторов, текст поправок ставит следователей СК в процессуальные рамки, не давая им односторонних полномочий по изъятию информации. СК, согласно поправкам, сможет запрашивать и получать информацию только в рамках консенсуса с другими ведомствами. Напомнив о возбуждении уголовного дела по сдаче наших нелегалов в США, Хинштейн подчеркнул, что согласно тексту внесенного законопроекта сотрудники СК смогут приходить в т. ч. и в СВР и забирать в Ясеневе любую информацию, включая секретную. Поправки определяют, что запрашивать материалы следователь сможет только в процессуальных рамках, как и сейчас.
С введением права сотрудников СК участвовать в работе Думе депутаты согласны — пусть присутствуют на заседаниях, но только по вопросам, связанным с их деятельностью. Отвечать на вопросы депутатов они обязаны только в рамках правительственного часа, получив официальное приглашение.
Благодаря поправкам, в закон может вернуться прокурорский надзор. С высокой степенью вероятности не будет изменений в 125-ю статью ГПК о праве следователя обжаловать отказные решения. Прокурор сможет отменять постановления по возбуждению, приостановлению и прекращению уголовного дела. Авторы поправок предлагают поставить по контроль прокуратуры международную деятельность СК и оставить прокуратуре статистику, Генпрокурор и так отчитывается в Думе, СК может вести свою ведомственную статистику и отчитываться перед Генпрокуратурой.
В процессе работы над поправками не удалось найти общего языка в вопросе права прокурора на дачу указаний следствию. Депутаты считают, что оно должно быть, как и право прокурора на изъятие материалов дела для передачи его в вышестоящий орган, потому что если у следователя нет интереса в расследовании дела, то бессмысленно каждую неделю давать ему прокурорские представления.
Абсурдной считает Хинштейн норму законопроекта о проверке сотрудниками СК административных дел, если следователь к примеру будет проверять прокурора и передавать материалы в милицию. У депутата есть опасения, что в отношении прокуроров будут возбуждаться необоснованные уголовные дела, как это произошло в отношении адвокатов в 2008 году, когда упрощение порядка возбуждения дел в отношении адвокатов вызвало значительный рост таких дел. Прокуратура должна быть вовлечена в доследственную проверку, считает депутат. Материалы проверки прокурор направит следствию.
Остался подвешенным вопрос о статусе СК, причем Хинштейн считает, что это вопрос политический. «Понятно, что СК будет в непосредственном подчинении президента и позиция Кремля будет определяющей, но остается непонятным, кто будет проверять СК, потому что контрольного управления Администрации президента и Счетной палаты недостаточно, нужен прокурорский надзор», — высказал свое мнение депутат.