Аналитик "Ситигруп" Тим Эванс - о спекулятивных ценах на нефть
– Одной из главных причин скачка цен на нефть является приток на биржи спекулятивного капитала, в расчете на дальнейшее повышение цен. Создается круговорот – впрыскивания капиталов гонят цены вверх, в ответ на это на рынки поступает новый капитал. Это чисто психологический феномен: классический сценарий создания ценового пузыря. При этом покупательская лихорадка не имеет базиса в контексте реального соотношения спроса и предложения нефти. Например, в конце ноября, то есть накануне резкого рывка цен, запасы нефти в США были почти на шесть процентов выше, чем годом раньше, когда нефть стоила значительно меньше. Спрос на бензин здесь, в Соединенных Штатах, на полпроцента ниже, чем год назад. Единственный вид спроса, который мы испытываем, это спрос на ценные бумаги, фьючерсы, на контракты на право покупки нефти.
– А что можно сказать относительно китайского фактора, на который часто ссылаются те, кто верит в реальность теории безконечного удорожания нефти?
– Согласно данным министерства энергетики США, глобальный спрос на нефть вырос по сравнению с прошлым года на одну целую шесть десятых процента, в то время, как предложение выросло на одну целую семь десятых процента, иными словами, предложение превышает спрос. То есть, рост цен можно объяснить только обилием свободных средств у трейдеров, превративших нефтяные фьючерсы в объект финансовых игр. Я думаю, американцы, которым бензин обходится все дороже, могут возложить значительную долю вины за это на федеральный резервный банк, наводняющий финансовые рынки долларами.
– Рынки, как известно всегда, рано или поздно наказывают зарвавшихся игроков, это дело времени. Каков ваш ближайший прогноз?
– Если вспомним, цены на нефть в мае рухнули на двадцать шесть процентов в течение трех недель, в ответ на проблемы с греческими и ирландскими долгами. Приблизительно такого же падения можно ожидать и сейчас, как только рыночных игроков вспугнут новые негативные экономические новости. На мой взгляд, реальная стоимость барреля должна колебаться в диапазоне от шестидесяти пяти до семидесяти долларов. Падение может быть бурным и внезапным, я думаю, что это произойдет не позднее начала второго квартала будущего года.