О сомнительных сделках в Межпромбанке ЦБ знал еще в 2008 году

Банк России обнаружил ряд сомнительных сделок в Межпромбанке еще в начале 2008 года и тогда же передал информация об этом в правоохранительные органы, пишет газета "Коммерсантъ".
В распоряжении издания оказалось обращение МГТУ ЦБ в правоохранительные органы, касающееся сомнительных сделок клиентов Межпромбанка. ЦБ подозревал банк в осуществлении вексельных схем вывода активов в пользу собственников банка. Судя по документам, схема могла выглядеть как выдача кредитов аффилированным с МПБ компаниям, которые впоследствии заявили о невозможности расплатиться по обязательствам, предложив банку в качестве отступных свои векселя. Однако векселя не были погашены из-за прекращения деятельности заемщиков, а проблемные кредиты были списаны с баланса МПБ за счет резервов на возможные потери по ссудам.
Соответствующее обращение начальник управления безопасности и защиты информации МГТУ Олег Забелин направил в ОБЭП УВД и прокуратуру Москвы еще весной 2008 года, то есть за полгода до кризиса и за два года до того, как проблемы Межпромбанка получили огласку.
Забелин подтвердил "Коммерсанту", что действительно соответствующие документы были отправлены в 2008 году за его подписью, однако ответ из правоохранительных органов пришел два года спустя, и в нем говорилось об отказе в возбуждении уголовных дел.
Весной 2009 года прокуратура Москвы вернула документы на дополнительное рассмотрение в УБЭП, потребовав провести еще одну проверку по материалам ЦБ и обратить внимание на необходимость получения информации о возможной аффилированности МПБ и ряда ООО, получивших кредиты в банке, а также установить ответственных за проведение этих сделок должностных лиц Межпромбанка. Однако впоследствии уголовное дело так и не было возбуждено.
В начале октября Межпромбанк был лишен лицензии за неисполнение законов, недостоверную отчетность и неисполнение обязательств перед кредиторами. Банкротом он еще не признан, но в Центробанке считают, что до банкротства банк мог быть доведен преднамеренно. О чем председатель ЦБ Сергей Игнатьев дважды успел написать Генпрокурору с просьбой деятельность "Межпрома". Основания, ставшие причиной для обращений ЦБ в правоохранительные органы в 2008 году, идентичны нарушениям, обнародованным ЦБ уже после отзыва лицензии Межпромбанку.
Уже после отзыва лицензии глава Игнатьев признавал, что применить санкции к МПБ можно было и раньше, но ЦБ надеялся на реструктуризацию обязательств банка с его кредиторами, в частности ВТБ.
Крупнейшим кредитором МПБ является сам ЦБ, одолживший ему в разгар кризиса 32 млрд руб. на беззалоговых аукционах. Отвечая на вопрос, кто должен отвечать за выдачу беззалогового кредита МПБ, Игнатьев признался: "Это моя личная ответственность". "Критерии отбора банков-получателей беззалоговых кредитов были едиными для всех, и "Межпром" формально подходил под все требования. Мы выдавали беззалоговые кредиты банкам, положение которых было худшим, чем у МПБ, но они расплатились по своим обязательствам", - пояснил он решение о выдаче кредита Межпромбанку.