США заверили Россию, что приговор Ходорковскому не нанесет ущерба новому договору СНВ
Разногласия между Москвой и Вашингтоном по суду над бывшими руководителями ЮКОСа Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым не повлияют на сотрудничество двух стран и не нанесут ущерба новому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). В этом заверил на брифинге в среду вечером официальный представитель американского Госдепартамента Марк Тонер. Тем самым он смягчил критику, прозвучавшую на днях в адрес России из уст госсекретаря Хиллари Клинтон. Москва тем самым, похоже, получила право фактической свободы действий - ведь ратификация важного для нее документа в сенате США уже состоялась, и политических препятствий для дальнейшего продвижения договоренностей нет.
"Мы уже ясно высказались по этому вопросу: второй судебный процесс и обвинительный приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву очевидным образом вызывают у нас вопросы о том, что мы уже говорили, а именно, по всей видимости, избирательном применении закона в отношении этих лиц. Мы также обеспокоены сообщениями о серьезных нарушениях процесса и злоупотреблениях юридической системой", - цитирует Тонера РИА "Новости".
Так он по просьбе журналистов прокомментировал недавнее заявление МИД РФ, который назвал критику, звучащую со стороны США и Европы, "давлением на суд".
- Четвертый день чтения приговора : ожидают услышать положения в защиту обвиняемых
- Читая приговор "на скорость", судья не заметил лишний лист
- Британская газета сравнила Ходорковского с китайским диссидентом и даже назвала срок наказания
"У нас в целом есть обеспокоенность относительно прав человека в России, и мы намерены обсуждать наши вопросы с российским правительством", - отметил Тонер. Вместе с тем он подчеркнул, что разногласия в одних вопросах вовсе не мешают укреплению сотрудничества в других. "У нас очень открытые и искренние отношения с Россией. У нас есть сферы, в которых мы расходимся, а есть вопросы, по которым мы можем конструктивно работать вместе. Отличный пример этому - новый договор по СНВ. Так что я не думаю, что данный случай причинит ущерба", - убежден Тонер.
При этом лишь совсем недавно, еще перед началом оглашения приговора бывшим руководителям ЮКОСа, сенаторы-республиканцы пытались увязать голосование по СНВ с этим громким уголовным процессом. В частности, сенатор Джон Маккейн на одном из заседаний предложил коллегам оценить, можно ли доверять тому, что Россия выполнит свои обязательства по договору СНВ с учетом того, как складывается судьба Михаила Ходорковского.
"Если российские власти демонстрируют абсолютное неуважение прав одного из своих граждан, то как они поступят со своими обязательствами, которые берут на себя в договоре по СНВ или в каком-то другом документе", - заявил он.
"Правительство России, судя по всему, пытается "похоронить" неудобные новости, намереваясь объявить о приговоре Ходорковскому два дня спустя после рождественских праздников, то есть после того, как мы в сенате, возможно, уже закончим наши дебаты по ратификации договора по СНВ с Российской Федерацией", - отметил Маккейн. Он раскритиковал высказывания российского премьера Путина о Ходорковском, а также зачитал сенаторам негативные статьи о коррупции и притеснениях оппозиции в России из западных СМИ, о нападениях на журналистов, которые не расследуются российскими властями, а в конце напомнил еще и про "оккупацию Грузии".
Однако, как известно, ратификация договора СНВ, к которой сенаторы шли очень мучительно, все же состоялась 22 декабря, а 27-го началось оглашение приговора в Хамовническом суде Москвы. Как многие и ожидали, приговор является обвинительным, однако, пока неизвестно, какое наказание получат фигуранты. Прокуратура потребовала для них 14 лет.
В день, когда приговор начали зачитывать, и уже стало ясно, что Ходорковского и Лебедева вновь признали виновными, с критикой выступила госсекретарь США Хиллари Клинтон. По ее словам, осуждение Ходорковского и его партнера "вызывает серьезный вопрос об избирательном преследовании и главенстве политических мотивов над принципами правового государства и оказывает негативное влияние на репутацию России".
Клинтон подчеркнула, что выполнение планов модернизации, объявленной президентом Медведевым, требует изменения судебного "климата" в стране, и указала, что Вашингтон будет внимательно следить за процессом апелляции на приговор.
После этого МИД в Москве распространил заявление, в котором подчеркнуто, что "данный вопрос относится к компетенции судебной системы Российской Федерации", а попытки "давления Запада" на суд неприемлемы. Во внешнеполитическом ведомстве напомнили, что в случае с Ходорковским и Лебедевым "речь идет о серьезных обвинениях в уклонении от уплаты налогов и отмывании доходов, полученных преступным путем". В любой стране такие деяния относятся к уголовно наказуемым, отмечено в заявлении.
Четвертый день чтения приговора : ожидают услышать положения в защиту обвиняемых
Чтение приговора в отношении экс-главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и бывшего руководителя одной из ее структур, МФО МЕНАТЕП, Платона Лебедева возобновилось в Хамовническом суде Москвы в четверг. Накануне суд продолжил изложение и анализ доказательств вины фигурантов в хищении нефти и легализации денежных средств. Сегодня ожидается начало изложения положений в защиту обвиняемых, но пока председатель суда Виктор Данилкин перечисляет доказательства, которые, по его мнению, подтверждают вину Ходорковского и Лебедева в хищении (статья 160 УК РФ) и легализации (статья 174.1).
Ранее судья изложил вводную и описательную части приговора, в которых фигуранты дела были признаны виновными в совершении противозаконных действий. По некоторым данным, оглашено чуть больше половины объема приговора. Удастся ли заслушать приговор полностью в этом году, пока не ясно, сообщает РБК.
Суд уже установил, что свидетельские показания главы Сбербанка Германа Грефа и министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко доказывают вину фигурантов. Кроме того, Ходорковский и Лебедев состояли в сговоре с акционерами ЮКОСа, согласно которому подсудимые влияли на финансовые дела компании, решил суд.
Как говорится в приговоре, Ходорковский оказывал давление на ход голосований собраний акционеров и просил акционеров не мешать деятельности компании. 29 декабря суд признал, что таким действиям подсудимых, признанных организованной преступной группой, придавался вид обычной финансово-хозяйственной деятельности. Суд установил, что эта схема была одобрена акционерами и была спланирована на много лет вперед.
Также суд признал, что подсудимые за шесть лет - в период с 1998 по 2004 год - легализовали 487 млрд рублей и 7,5 млрд долларов. Из них более 2,3 млрд долларов были легализованы в период 2003-2004 годов.
Вместе с тем, суд прекратил уголовное преследование Ходорковского и Лебедева по эпизоду, связанному с хищением акций "Томскнефть ВНК" "в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности".
Представитель защиты подсудимых Константин Ривкин сказал, что "чисто юридически судья вправе дать и больший срок", чем требует прокуратура (14 лет). Также адвокат заметил, что сторона защиты совместно с Ходорковским готовят обращение к президенту РФ по окончании рассмотрения дела.
Защита подсудимых прогнозирует, что приговор будет дочитан в этом году, не исключая, что его резолютивная часть, в которой назовут наказание по второму делу, будет оглашена 31 декабря.
Сам Ходорковский не считает принципиальным, когда будет объявлено наказание. Перед началом заседания в четверг он обсуждал с конвоем, завершит ли судья оглашать приговор до конца дня. Конвоир выразил готовность работать "хоть до ночи" - лишь бы 31 декабря был выходным. "А вы готовы?" - спросил он у экс-главы ЮКОСа, на что подсудимый со смехом отметил: "Мне в моей ситуации все равно".
Нынешний процесс - уже второй. По первому делу Ходорковский и Лебедев были в 2004 году приговорены к восьми годам лишения свободы. Срок заключения истекает в 2011 году. О втором уголовном деле стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. В 2009 году оба фигуранта возвращены в Москву в связи с предстоявшим судом по второму делу, и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.
Так называемое дело ЮКОСа является одним из самых громких в России. В начале 2000-х годов власти обвинили руководство этой крупнейшей в то время нефтяной компании страны в экономических преступлениях. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной "Роснефти".
На Западе многие считают это дело политически мотивированным. Убежден в этом и сам Ходорковский. Он заявляет, что процесс инициирован людьми, которые не хотят его выхода на свободу, и объясняет свое уголовное преследование тем, что он поддерживал независимую оппозицию.
Британская газета сравнила Ходорковского с китайским диссидентом и даже назвала срок наказания
В свою очередь британская The Daily Telegraph сравнила Ходорковского в России и правозащитника и диссидента Лю Сяобо в Китае. Автор статьи пришел к выводу, что в основе их преследования со стороны властей лежит неуверенность и страх последних за стабильность своего положения. При этом он почему-то решил, что Ходорковского приговорят к шести годам тюрьмы.
В обеих этих странах лица, достигшие денег и власти именно благодаря существующим системам - монополии Коммунистической партии в Китае и бюрократии в России, во что бы то ни стало хотят сохранить такое положение дел, пишет издание. То, с каким рьяным упорством власти преследуют Ходорковского и Сяобо, показывает их слабость и страх. Судя по всему, король-то голый, говорится в заключение статьи.
Напомним, Лю Сяобо, писатель и бывший преподаватель университета, известный своей критикой в адрес китайского правительства (в 1989 году он участвовал в акции на площади Тяньаньмэнь) в этом году был объявлен лауреатом престижнейшей Нобелевской премии мира. Он награжден "за долгую и ненасильственую борьбу за фундаментальные права человека в Китае".
Присуждение премии Лю Сяобо вызвало резко негативную реакцию китайских властей. Сидящий в тюрьме на родине диссидент стал единственным в современной истории лауреатом, которому не просто не разрешили присутствовать на церемонии вручения, но и не позволили ее получить даже через родных и близких. При этом не приехала на церемонию в Осло и китайская делегация.