Сенаторы США вступились за "мистера Немцова", встретившего Новый год за решеткой
Американские сенаторы Джон Маккейн и Джо Либерман назвали административный арест Бориса Немцова и других оппозиционных политиков "постыдным" и "возмутительным".
Республиканец Джон Маккейн и независимый сенатор Джо Либерман убеждены, что Борис Немцов и его соратники были арестованы несправедливо, поскольку они "мирно пытались осуществить свое конституционное право на свободу собраний", передает РИА "Новости" со ссылкой на сайт сенатора-консерватора.
"Мы глубоко разочарованы арестом бывшего вице-премьера Бориса Немцова и других и других представителей оппозиции, и несправедливым тюремным заключением, к которому их приговорили", - говорится в совместном заявлении сенаторов, опубликованном на сайте сенатора Маккейна.
Особо острое негодование американских политиков вызывает то, что Немцова задержали на санкционированном митинге. "Что делает данный эпизод еще более постыдным и возмутительным, так это то, что правительство Москвы разрешило проведение митинга, во время которого были арестованы данные лица, - сказано в заявлении сенаторов. - С этой точки зрения обращение с мистером Немцовым и другими членами оппозиции должно послужить твердым предостережением всему миру относительно пренебрежения законом, которое стало характеризовать современную Россию. Несмотря на начало нового года, похоже, что та же старая традиция юридического нигилизма продолжает править в России".
Джон Маккейн также назвал прискорбным, что "в современной России политические дискуссии считаются уголовным преступлением, подавляемым при помощи насилия".
Консерватор призвал к немедленному освобождению Немцова и "всех, кто был несправедливо арестован вместе с ним", сообщается на официальном сайте сенатора. Он также обратился к администрации президента США Барака Обамы с требованием добиваться освобождения политических заключенных. По мнению Джона Маккейна, нужно дать понять правительству Владимира Путина, что продолжающиеся нарушения прав человека повредят двусторонним отношениям с США и помешают "перезагрузке".
Новый год "внесистемные" политики встречали в изоляторе
Напомним, 2 января мировой суд Тверского района Москвы приговорил Бориса Немцова к 15 суткам административного ареста за неповиновение милиции во время митинга 31 декабря. Вскоре после этого суд приговорил к аресту на 5 суток и оппозиционера Илью Яшина.
По трагикомическому стечению обстоятельств, оппозиционеров задержали в тот момент, когда они попытались покинуть разрешенный властями митинг, пройдя к станции метро "Маяковская". Опасаясь того, что кто-нибудь из демонстрантов выйдет на Тверскую улицу, милиционеры решили задержать лидеров оппозиции. Помимо оппозиционеров либерального толка, на Триумфальной площади был задержан и представитель "Левого фронта" Константин Косякин.
Характерно, что такие же превентивные меры применялись и в отношении других "внесистемных" оппозиционеров с различными политическими взглядами. Например, лидера движения "Другая Россия" Эдуарда Лимонова задержали 31 декабря задолго до начала акции. Сотрудники милиции устроили засаду на политика при выходе из дома, и препроводили его в отделение "для профилактической беседы", как рассказал сам Лимонов. А по данным источника в правоохранительных органах, Лимонова задержали "за многократные призывы в интернете выйти 31 декабря на Триумфальную площадь".
В тот же предновогодний вечер суд в Москве приговорил Лимонова к 15 суткам административного ареста, обвинив в мелком хулиганстве.
Наконец, 31 декабря милиционеры задержали и члена национального совета Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Владлена Кралина по кличке Владимир Тор. Его пригласили к памятнику маршала Жукову возле Кремля, якобы на встречу с официальным представителем ГУВД Москвы Виктором Бирюковым. Однако вместо этого Кралин был задержан сотрудниками милиции под предлогом установления его личности. После трех суток изолятора судья Ольга Боровкова, рассматривавшая дела и других задержанных политиков, приговорила лидера националистов к 10 суткам ареста. В настоящий момент Владлен Кралин объявил голодовку, сообщает "Союз заключенных".
Задержания Бориса Немцова, Ильи Яшина и Константина Косякина прямо на санкционированном митинге вызвали мощный международный резонанс. Международная правозащитная организация Amnesty International назвала этих оппозиционеров узниками совести, то есть жертвами политических репрессий.
Также недовольство арестами уже высказала американская администрация через пресс-секретаря Совета национальной безопасности Майка Хаммера. “Борис Немцов и некоторые другие получили длительные сроки заключения за то, что выглядело как осуществление их конституционных прав”, - сказал пресс-секретарь. Хаммер напомнил, что президент Барак Обама лично встречался с Немцовым в Москве в июле 2009 года и "по-прежнему восхищается его работой по содействию развитию демократии в России".
Между тем, в Москве уже несколько дней продолжаются одиночные пикеты, вызванные арестами оппозиционеров. Они сопровождаются провокациями со стороны представителей прокремлевских молодежных движений, которые "присоединяются" к пикетчикам. В итоге акция превращается в "несанкционированное мероприятие" и милиция приступает к задержанию его "участников", передает радиостанция "Эхо Москвы".
В четверг протест в виде одиночных пикетов будет продолжен: в полдень оппозиционеры соберутся у здания мэрии, а в 14:00 - у спецприемника в начале Симферепольского бульвара, где содержатся арестованные.
Вероятно, отработанный прокремлевскими организациями сценарий снова повторится. Координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов рассказал, что накануне он был задержан вместе с активистами движения "Наши". По его словам, те пообещали и дальше мешать оппозиционерам.
Версии задержаний
Лидер защитников Химкинского леса Евгения Чирикова, которая тоже участвовала в митинге 31 декабря, полагает, что Бориса Немцова задержали из-за некой "антикоррупционной информации".
"Во время своего выступления на митинге он не просто посыпал Путина и Медведева дежурными упреками, но и приводил факты, финансовые схемы, называл конкретные фамилии олигархов, которые причастны к всевозможным хищениям из бюджета, - говорит Евгения Чирикова. - Это было необычно, никто такого не ожидал. Естественно, что когда Немцов выступил, у прессы появились к нему уточняющие вопросы, но только он собрался подойти к журналистам, его схватили и запихнули в автозак, а потом отобрали телефон, чтобы он ничего не наговорил”.
Другая версия у религиозного и общественного деятеля Глеба Якунина, который считает, что бывшего вице-премьера забрали за неправильный переход улицы. "Выступив на митинге, он направился к метро через дорогу, которая была перекрыта милиционерами. Они часто ненадолго перекрывают улицу после митинга, чтобы манифестанты могли быстро разойтись", - пояснил Якунин.
По его словам, Немцов и еще человек 20 "подумали, что можно идти". Но милиционеры посчитали, что они перешли улицу в неположенном месте, приводит газета "Московский комсомолец" комментарий Якунина. А потом сотрудники милиции и вовсе обвинили Немцова в том, что он перекрыл движение.
"Но они сами первые вышли на дорогу и все подстроили, чтобы Немцова было за что наказать. Это удивительно. Раньше бывших чиновников такого ранга не сажали”, - добавил Глеб Якунин.
Еще большее удивление и негодование произошедшим выразила организатор митинга 31 декабря Людмила Алексеева. Она пригрозила устроить "дикий скандал на весь мир".
“Митинг был разрешенным, согласованным с властями. И все равно нахватали полный автобус людей, развезли по отделениям внутренних дел, а кого-то и посадили, - сказала правозащитница. - Зачем тогда с властями о чем-то договариваться и согласовывать акции - все равно всех задерживают?”
В милиции же объяснили задержания Бориса Немцова и Эдуарда Лимонова тем, что оппозиционные политики, якобы, хулиганили.
“Его (Лимонова) обвинили в мелком хулиганстве, - пояснил соратник писателя Александр Аверин. - Якобы он вышел из подъезда и стал тут же яростно материться в общественном месте, а случайно проезжавшие мимо оперативники это заметили и его задержали. Других свидетелей происшествия нет, поскольку в общественном месте никого не было".
Однако сам Аверин утверждает, что ему трудно представить Лимонова "яростно матерящимся".
В настоящий момент Лимонов и его единомышленники намерены обжаловать приговор. С арестантом сейчас связи нет, так как у него отобрали телефон. Но Аверина радует одно: из надежных источников ему известно, что Лимонов "бодр, его кормят и не подвергают пыткам".