Почему россияне считают 2010 год более трудным, но одновременно и удачным
Вероника Боде: Первые десять мест среди событий года заняли: аномальная жара и лесные пожары, празднование 65-летия победы, информационная компания против Юрия Лужкова и его отставка, теракты в московском метро, перепись населения, гибель под Смоленском польского президента, гибель горняков на шахте "Распадская", жестокие убийства в станице Кущевская, массовые акции под лозунгом "Россия для русских!" и зимняя олимпиада в Ванкувере. Директора Левада-центра Лев Гудков отмечает, что это картина довольно типичная для последних лет: в центре внимания граждан обычно оказываются, прежде всего, трагедии и катастрофы.
Лев Гудков: Здесь нет политических событий, может быть за исключением отставки Юрия Лужкова – это произвело довольно сильное впечатление. В целом это исчезновение политики, это то, что потрясает воображение людей – это катастрофы и экстремальные ситуации. Менее значимой оказалась прямая телефонная линия с Путиным, послание Медведева федеральному собранию, то, что, казалось бы, должно было иметь значение для россиян как программа политических действий. Важно, что идет некоторое понижение внимания к деятельности первых лиц, чуть-чуть снижение интереса к тому, что они делают, поскольку картина политического происходящего вполне сложилась и мало изменяется.
Вероника Боде: Насколько я знаю, вы включили в этот раз в предновогодние исследования вопрос о том, можно ли доверять властям. Каковы результаты?
Лев Гудков: Только 20% считает, что можно доверять чиновникам, руководителям государства во всем том, что они заявляют о происходящем, их оценкам. Большинство считает, что они столько же лгут, сколько говорят правду. И примерно 38% - это очень много, говорят, что в большинстве случаев они лгут.
Вероника Боде: А как же это связано с высокими рейтингами доверия властям?
Лев Гудков: Видимо, это входит в образ вождей, которые и врут, и говорят правду, и это считается государственным поведением. Это интересная вещь, потому что она указывает на очень трезвое отношение к этим супер-персонажам, никакой эйфории и никакого восторга перед их деятельностью нет.
Вероника Боде: Каковы надежды на новый 2011 год?
Лев Гудков: Примерно около половины, чуть меньше считают, что год будет все-таки лучше, чем предыдущий, потому что предыдущий труднее оказался, чем они ожидали. В отношении 11 году ждут, что ситуация изменится и жизнь наладится.
Вероника Боде: Отмечает директор Левада-центра Лев Гудков. А теперь послушаем голоса россиян. Какое событие уходящего года вы считаете главным? На вопрос РС отвечают жители Обнинска.
Наверное, то, что мы выиграли чемпионат футбола, будет проводиться в России. Престиж страны нашей повышается. Наверное, жить станет лучше, жить станет веселее.
Для страны, наверное, выход из кризиса, если есть выход.
65 лет победы, потому что у нас ветераны есть.
Борьба с коррупцией дает о себе знать, и всякие увольнения, сокращения.
Пожары было самое интересное. Я по жизни сам пожарник и понимаю, что это такое, когда горят леса, горят дома. Я знаю, насколько это сложно потушить и как это тяжело пережить потом.
Подписание договора с Соединенными Штатами о сокращении наступательных вооружений – это, по-моему, самый главный итог этого года. Потому что все мы хотим жить в мире.
Я очень доволен, что все были силы брошены для того, чтобы ликвидировать пожары, чтобы дать людям облегченно вздохнуть, выйти из этого трудного положения.
Убийство фаната футбольного и те безобразия, которые сейчас происходят в Москве.
Драка на Манежной – это очень некрасиво.
Это, конечно, пожары, суд над Ходорковским. Страшно просто, что у нас нет правосудия.
Вероника Боде: Голоса жителей Обнинска записал корреспондент РС Алексей Собачкин. Писатель и журналист Денис Драгунский отмечает, что для него главным итогом 2010 года является то, что он называет архаизацией общественного сознания.
Денис Драгунский: Меня очень огорчило отношение к переписи. Народ не понимает и даже представители образованного класса. И выдающиеся журналисты пишут: а я не открыл дверь переписчикам, мне плевать на эту власть. Я не хочу им помогать, все равно все вранье. Они не понимают, что на самом деле плюют в своих правнуков. Потому что перепись – транспоколенное мероприятие, которое идет веками в любой стране. Удручил меня страх переписчиков, что придут наводчики, воры и так далее. Это ничем для меня не отличается от тех темных крестьян, что убегали в лес от переписчиков. Архаизация сознания выразилась, например, скажем, в реакции на эту четырехчасовую телевизионную беседу с Путиным. Не один человек, причем образованные люди говорили: вот повезло мужику, сказал, что он женится, а Путин ему квартиру подарил. Вот бы мне бы так оказаться. То есть, понимаете, не работу получить, не чего-нибудь сделать, не денег заработать, не купить себе квартиру, а попасться на глаза руководителю страны и чтобы он подарил чего-нибудь.
Еще отношение к жаре. Конечно, я боюсь сильно, что реагировали не столько на дурную организацию тушения пожаров, на бессилие власти, на отсутствие того, другого, третьего, а просто на природное явление. На следующий год главным явлением будет какой-нибудь аномальный мороз. Вдарит мороз в феврале 40 градусов, скажут: что было в году? Мороз был. А в следующем году солнечное затмение было. Вот туда катимся, мне кажется. Катимся в примитивное, мифологическое сознание.
Вероника Боде: Так думает писатель, журналист Денис Драгунский. С ним согласен социолог Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований Левада-центра. Вот что, по его мнению, явилось в 2010 году самым зловещим признаком архаизации общественного сознания.
Алексей Левинсон: Сползание к конфликту между расами, между нашими и ненашими, определяемым по самым темным признакам. Определение "наш – не наш" - это признак самых архаических состояний человеческого общества. Когда защищать неких своих, определяемых по любым признакам, было самым главным и нападать на чужих. Цивилизованная жизнь так не строится и построена быть не может. Люди, которые защищают себя от каких-то чужаков, изолируют себя не просто от другого мира, они изолируют себя от цивилизованной жизни. Это печально.
Вероника Боде: А вот каким был минувший год, по мнению политолога Дмитрия Орешкина.
Дмитрий Орешкин: Опасным, потому что та система власти, которая выстроилась, показала свою недееспособность. Нам же говорили, что построим вертикаль и будет порядок. Оказалось, с пожарами вертикаль не справляется, с террором она не справляется, с экономикой тоже не справляется – тарифы растут, качество услуг не улучшается, ЖКХ отвратительного состояния, трубы рвутся, денег надо платить все больше. И мне кажется, люди во власти, поскольку они умные, они понимают, что надо менять повестку дня. И мне кажется, что та инерционная повестка, которая существовала в течение этих 10 лет, сейчас будет меняться на качественно другую задачу. То есть если раньше мы говорили про то, что мы поднимаемся с колен, у нас растет экономика, то сейчас понятно, что Португалию не догнали по душевому продукту, в два раза ВВП не увеличили, зарплаты до небесных высот не подняли и надо в общественное сознание внести что-то другое. Может быть проблема противостояния "мы и они". Вот эту архаическую, саму простую и примитивную версию. Мы против Кавказа или белые против черных или мы против Америки, тут неважно. Или патриоты против либералов. Вот, я думаю, что текущий год будет годом вбрасывания в общественное сознание новости, чтобы уйти от старых тем и предложить общественному сознанию новую тему, очень примитивную, очень простую, которую можно будет использовать как такую проверенную лошадку, которая вывезет к выборам. И перед общественным мнением будет понятная ситуация: или развал, или гражданская война, или конфликт, или мы консолидируемся вокруг действующей власти.
Вероника Боде: Человеком года, так же, как и на протяжении всего последнего десятилетия, остается Владимир Путин. За ним с довольно большим отрывом следует президент Дмитрий Медведев. А вот кого называет людьми года политолог Дмитрий Орешкин.
Дмитрий Орешкин: Тандем, который называется Лебедев и Ходорковский. Это люди, которые продемонстрировали, как ни относись, удивительную стойкость характера. В принципе к ним обращались с предложениями проявить некоторую гибкость и может быть получить за это некоторое смягчение. Ходорковский сказал, что есть убеждения, которые стоят дороже, чем моя жизнь. В нашей стране давно такого не приходилось слышать. Как и все бизнесмены 90, я не думаю, что они ангелы с крыльями. Но с точки зрения человеческого характера, с точки зрения умения переносить то, что раньше называлось невзгодами, я думаю, что это уникальные люди в нашей политической во всяком случае и культурной среде. Ну не Алла же Борисовна Пугачева человек этого года.
Вероника Боде: Левада-центр спрашивал у россиян, что, по их мнению, изменилось за год в разных жизненных сферах. Как выяснилось, люди отмечают серьезное ухудшение состояния окружающей среды, справедливости в распределении материальных благ, а также ухудшение в области личной безопасности граждан и межнациональных отношений. Социолог Алексей Левинсон – о других переменах.
Алексей Левинсон: Все то, что связано с обеспечением качества жизни, потребностей людей, с этим все дело плохо и стало хуже. С поликлиниками, с работой всех систем обслуживания по словам людей дело идет хуже. Но это значит неудовлетворенность. То, как работает государство с человеком, людей не удовлетворяет. В этом смысле дело кислое. Людям кажется, что пресса стала свободнее. У людей явное ощущение, что религиозная жизнь на подъеме. То, что связано с духом, а не с жизнью телесной, оно вроде как становится получше. Но это российский феномен.
Вероника Боде: Политолог Дмитрий Орешкин дает этому феномену следующее объяснение.
Дмитрий Орешкин: Этот разрыв между духовной жизнью и практикой, он был очень велик в советскую эпоху. Чем мы сейчас гордимся, оборачиваясь назад, это в значительной степени мифологизированные вещи. И вот сейчас тоже жизнью мы недовольны, ЖКХ нас, черт возьми, не устраивает, поликлиники, детские сады не устраивают, в сберкассах язык на плече. Но очень хочется себя чувствовать великой державой. И государство наше горячо любимое замечательно выполняет функцию по генерации сладких грез для народонаселения и чертовски плохо справляется с практикой скучной, повседневного снабжения нас горячей водой, газом, электричеством и местами в детских садах. И разрыв между скромными достижениями на практике и блистательными достижениями в теории нарастет. Я вижу в этом плохой признак, потому что именно так кончал Советский Союз свою историю.
Вероника Боде: Таково мнение политолога Дмитрия Орешкина. По данным Левада-центра, россияне отмечают, что за прошедший год у окружающих проявились и окрепли, прежде всего, такие чувства как усталость и безразличие, страх и растерянность, а также озлобленность и агрессивность. Впрочем многие граждане (более 30 %) утверждают, что окрепла также и надежда на лучшее. А по наблюдениям социологов, похожая картина повторяется в последние несколько лет, и год от года отличается только тем, что на сей раз перевесит: надежда или усталость и безразличие.