Топтыгин как топ-символ
В Марийской Республике решили украсить герб благонадежным медведем
Населению Марий Эл доставили внеплановую радость. Сообщили, что в начале февраля будут готовы эскизы нового герба и нового флага республики. А там останется только утвердить их в Москве, внести изменения в республиканскую конституцию, и...
Населению Марий Эл доставили внеплановую радость. Сообщили, что в начале февраля будут готовы эскизы нового герба и нового флага республики. А там останется только утвердить их в Москве, внести изменения в республиканскую конституцию, и все будут счастливы.
Понятно, народ только этого и ждал. Ведь ныне действующие символы марийского государства в последний, четвертый, раз видоизменяли очень давно — аж в ноябре 2006 года. Конечно, где-нибудь на обочине мира люди свыкаются со старыми-престарыми символами. В США, например, герб не модифицировали с 1884 года, а флаг — с 1818-го. Но нашему прогрессивному человеку невмоготу пятый год жить и маяться под морально ветшающим флагом и устаревающим на глазах гербом, когда все вокруг стремительно изменяется к лучшему.
Начало февраля… Эскизы пока что-то не обнародовали. Люди начинают тревожиться. Им уже не до растущих цен, не до проблем ЖКХ, не до коррупции даже — хочется поскорее взглянуть на символы. Но беспокоиться не надо: все затеяно серьезно. В январе на Геральдическом совете при президенте республики выступил его председатель, директор Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Александр Казимов. И заявил, что нынешние флаг и герб на прошедшем этапе свою задачу выполнили.
Какая перед гербом и флагом ставилась задача, не совсем понятно. Если перегнать Мордовию по среднемесячной начисленной зарплате и уйти по данному показателю с последнего, четырнадцатого, места в Приволжском федеральном округе, то это вроде удалось. А Мордовия пусть поживет со старыми символами. Пока, как говорится, не наживет добра своим гербом.
Инициатива по обновлению государственных символов исходила от президента республики Леонида Маркелова, и то, что сообщил на Геральдическом совете Александр Казимов, следует цитировать слово в слово. Иначе не всякий уловит тонкости замысла: «Леонид Игоревич предложил основной фигурой герба сделать изображение медведя. А как подчеркнуть, вот именно, власть? Причем особенность власти…»
Больше никак не подчеркнуть. В стране, где символ правящей партии — медведь, а фамилия президента — Медведев, рисовать на гербе енота или куницу было бы недальновидно.
По замыслу главы региона на голове медведя должна красоваться корона. «А если мы еще добавим в лапу медведя символ труда, трудолюбия населения, — продолжил Казимов, — молот, например, и символ прочной, крепкой власти — меч или там стрелу, варианты всякие возможны, то получится уже еще более глубокий смысл».
В общем, кто с молотом к нам придет… Или как там? Кто придет к нам с инвестициями, тот при виде нового герба сразу поймет, что попал в могучее приволжское государство. Хоть и дотационное. Хоть и с большим государственным долгом. Хоть уже и не выбирающее себе президента, а лишь соглашающееся с выбором федерального центра. Хоть и не имеющее свободной прессы, а довольствующееся чуткими СМИ, всегда готовыми поддакнуть и подсюсюкнуть большому начальству.
«Прошло пять лет, — отзывчиво комментирует ситуацию с символами «Марийская правда», — положение дел в республике изменилось в лучшую сторону. И, следовательно, возникла необходимость создать новый герб, который отражал бы обновленную республику…»
Республика, несомненно, обновляется. Строятся больницы, школы, ледовые дворцы и бассейны. Проводится газ, наблюдаются темпы роста в некоторых отраслях. Но, как ни странно, обновленную республику по-прежнему покидает больше людей, чем их сюда приезжает. А смертность в Марий Эл значительно превышает рождаемость.
С местными медведями, кстати, тоже не все благополучно. По опубликованным данным республиканского департамента животного мира, численность косолапых в здешних лесах явно уменьшается. То ли медведи по примеру жителей Марий Эл, вынужденно уезжающих на заработки, подались за пропитанием в леса соседних регионов. То ли, как и люди, они почем зря помирают от болезней. Ладно, хоть давнишняя напасть местного населения — смертельные отравления алкогольными суррогатами — медведей не затрагивает.