Дата
Автор
Григорий Гриценко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Григорий Гриценко: Спасительный экспорт


Итоги прошедшего хозяйственного года в первую очередь оцениваются по результатам деятельности внешнего сектора, так как слишком много показателей российской экономики зависит от внешнеэкономических и валютных отношений. В частности, большинство аналитиков в первую очередь интересуются показателями импорта товаров и услуг и движения капитала, так как по ним, по их мнению, можно судить о текущей и будущей динамике российского хозяйства.

Так, рост объемов импорта может говорить о том, что российские товары вытесняются иностранными, а это в ближайшее время вызовет стагнацию отечественной промышленности. Снижение импорта, наоборот, показывает улучшение конкурентных преимуществ российских товаров и высокую вероятность роста их выпуска. Соответственно, приток капитала в российскую экономику наверняка вызовет расширение ее производственного потенциала, ну, а отток капитала этот потенциал снизит.

Исходя из подобного рода соображений, итоги деятельности внешнего сектора российской экономики в 2010 году, которые отражаются в платежном балансе, были интерпретированы как негативные. Импорт по сравнению с прошлым годом вырос, а капитал из страны уходил. То есть российская промышленность проигрывала конкуренцию иностранным товарам, и поэтому инвесторы выводили из нее капиталы. Этот уход капитала, кстати, вызвал особенно большую нервозность представителей Центрального банка РФ, которые почему-то рассчитывали, что в 2010 году капитал будет к нам притекать.

Правда, уже самый простой анализ приводимых отчетных данных ставит под сомнение негативную оценку валютно-финансовых итогов прошедшего года. Если увеличиваются поставки импортных товаров, то это значит, что растет внутренний спрос на эти товары, и тогда можно предположить, что имеет место рост внутренних доходов. А это скорее свидетельство экономического роста, чем спада. Кроме того, товарная структура импорта за 2010 год нам еще не известна, поэтому еще рано делать выводы об ухудшении конкурентных условий для российских компаний. Вполне может быть, что импорт рос за счет увеличения поставок материалов, сырья и оборудования, которые в нашей стране вообще не производятся и поэтому составить конкуренцию внутреннему производителю никак не смогут. Более того, как раз благодаря этим поставкам отечественная промышленность сможет расширить выпуск продукции.

Далее. Капитал в прошлом году из страны действительно уходил, но размеры этого ухода, или оттока, значительно уменьшились. Так, в 2008 году, чистый вывоз капитала частным сектором составил $134 млрд., в 2009 году – $57 млрд., ну а в 2010 году – только $38 млрд. Это, конечно, тоже неприятно, однако надо понять владельцев этих капиталов – мировая финансовая система по-прежнему испытывает серьезные колебания (одни события в Греции и в Ирландии многого стоят), поэтому они хотят держать свои средства в ликвидной форме и не закладываться в долгоиграющие проекты.

Кроме того, наш Центральный банк сам хорошо постарался, чтобы уменьшить присутствие капиталов в российской банковской системе. Кампания по снижению процентных ставок, которая очень активно велась на протяжении всего года, не могла не дать своих результатов. Под давлением Центрального банка коммерческие банки стали активно снижать процентные ставки по заемным средствам, что не могло не отразиться на инвестиционной привлекательности данного вида вложений. Поэтому не стоит удивляться, что после того, как средний уровень ставок значительно снизился, капитал из страны как уходил, так и продолжает уходить.

Тем не менее, несмотря на отток капитала, ситуация с валютными ресурсами все же не является напряженной. Хотя кроме оттока капитала у нас еще растет импорт, однако и тот, и другой негативные факторы полностью перекрываются одним большим позитивным – ростом экспорта. За прошедший год он увеличился на $95 млрд. (на 31%) и достиг $398 млрд., превысив, тем самым, уровень 2007 года, когда экспорт составил $354 млрд. И хотя импорт тоже вырос, но на гораздо меньшую величину – на $57 млрд. (на 30%). Благодаря этому экспорту оказалось возможным оплатить и выросший объем импорта, и отток капитала за границу, и даже выплатить нерезидентам чистый доход по инвестициям в российскую экономику в размере $36 млрд. Также удалось поднять размер валютных резервов, которые за год приросли на $37 млрд.

Следовательно, благодаря большому объему экспорта валютно-финансовое положение российской экономики значительно улучшилось. Правда, для полноты картины надо отметить, что это улучшение произошло не только вследствие роста текущих объемов валютной выручки, но еще и потому, что хозяйственные субъекты стали тратить иностранную валюту, которую они скупили в свои личные резервы осенью-зимой 2008/09 года. Во всяком случае, судя по платежному балансу за прошлый год, продажа наличной валюты составила $14.4 млрд. Это, конечно, не $400 млрд. валютной выручки от экспорта, но кое-какой вклад в укрепление валютного положения страны эти суммы внесли.

Таким образом, если экспорт по-прежнему будет расти, а владельцы валюты по-прежнему будут ее тратить, то российская экономика будет восстанавливаться, а валютно-финансовое положение – только укрепляться. Даже несмотря на трудности, которые все время создает Центральный банк.