Дата
Автор
Сергей Сенинский
Сохранённая копия
Original Material

Португалия обречена. На финансовую помощь

Парламент Португалии за сутки до открывающегося 24 марта саммита Европейского союза отверг программу жесткой экономии госрасходов. Теперь обращение страны к ЕС за финансовой помощью – вслед за Грецией и Ирландией - становится фактически неизбежным.

С осени прошлого года инвесторы на долговых рынках запрашивают с Португалии такие проценты по ее гособлигациям, на которые правительство любой страны может согласиться разве что в безвыходных ситуациях; выше эти проценты были только для Греции и Ирландии.

Однако при дефицитном госбюджете выбирать Португалии не приходится – деньги нужны на обслуживание уже накопленного государственного долга. Хотя по отношению к объему ВВП, этот долг остается примерно на среднем для стран еврозоны уровне – около 80%, отмечает президент Баварского аналитического финансового центра профессор Вольфганг Герке: "Главные проблемы Португалии – отсутствие роста экономики и высокая безработица. Ни госдолг, ни состояние банковской системы здесь ни при чем".

Треть всего долга Португалии – как государственного, так и частного – приходится на банки соседней Испании, которую саму участники европейских финансовых рынков относят к группе стран финансового риска. В частности, безработица в Испании превышает 20% общей численности экономически активного населения.

Испанским, как и португальским компаниям, утратившим конкурентоспособность из-за своей технологической отсталости, трудно уже продавать что-либо не только за рубежом, но и в собственных странах, считает заведующий кафедрой экономики университета Complutense в Мадриде профессор Франсиско Кабрильо: "Мы видим, как компании из других стран вытесняют испанские и португальские товары с их внутренних рынков".

В 2010 году дефицит госбюджета Испании превысил 9% объема ВВП страны, а в Португалии составил почти 7,5%. Более того, Португалия потребляет в 12 раз больше импортных товаров и услуг, чем сама их экспортирует – это наихудший дефицит внешнеторгового баланса среди всех 17 стран еврозоны.

Основная трудность для Португалии заключается в слабой конкурентоспособности экономики на европейском рынке. И, конечно, в давних структурных ее проблемах - говорит старший экономист банка Unicredit в Мюнхене Александр Кох. При этом он отмечает: "Немалую долю ответственности несет португальское правительство меньшинства, которое было вынуждено постоянно маневрировать, не принимая решительных мер, в том числе – для консолидации госбюджета".

Правительство Португалии в течение нескольких месяцев готовило и пыталось провести через парламент проект программы антикризисных мер, сводившихся в целом, как и в Греции или Ирландии, к повышению налогов и сокращению государственных расходов.

Как и в других странах, эти планы наталкивались на жесткое противодействие профсоюзов и большинства законодателей. 23 марта, этот проект был отвергнут парламентом, после чего премьер-министр Португалии Жозе Сократеш подал в отставку, заявив по национальному телевидению: "В течение нескольких месяцев я упорно отстаивал тезис, который мне представляется абсолютно фундаментальным: защитить страну, избавить ее от необходимости обращаться к внешней помощи! Чтобы в Португалии не повторилась бы та же ситуация, что в Греции или в Ирландии. Я всегда предупреждал о крайне негативных для страны последствиях обращения к зарубежной помощи".

Речь шла о том, что кредиты Европейского союза предоставляются обратившимся за ними странам на весьма жестких условиях. Среди них, в первую очередь - те самые меры всеобъемлющей экономии государственных расходов, против которых и были направлены протесты: сначала – в Греции, а позже – в Ирландии и Португалии.

Обращение за финансовой помощью к Евросоюзу – не лучшая перспектива, поясняет Александр Кох. Стране предстоят не просто болезненные реформы, но и неизбежный внешний контроль ее финансовой политики, не говоря уже о необходимости выплачивать за полученные кредиты немалые проценты: "Поэтому страны стараются любыми способами избегать таких ситуаций. А если финансовый кризис все же случится, страна постарается сделать все, чтобы стабилизировать финансовую систему собственными силами".

Но если своих сил уже не хватает, стране в конце концов ничего не остается, как обратиться за помощью. А значит – согласиться на те самые меры жесткой экономии. Причем сначала от нее будут ждать программы этих мер, одобренной парламентом, и лишь потом начнут переговоры об условиях и сроках антикризисных кредитов. Ведь деньги предоставляют другие страны Европы, с менее либеральной финансовой политикой. Этим странам, мягко говоря, трудно понять, почему они должны делиться с теми своими соседями, которые сами экономить не спешат.

На саммите 27 стран Европейского союза о Португалии, наверное, будут говорить не меньше, чем о Ливии. Однако никаких конкретных решений в отношении Португалии пока не может быть принято в принципе. Чтобы инициировать процесс получения помощи Евросоюза, правительство той или иной страны должно сначала официально за ней обратиться. А в Португалии только что подал в отставку премьер-министр.

Впрочем, в сложившейся ситуации многие европейские эксперты считают такое обращение Португалии делом ближайших недель. Уже в апреле стране необходимы 4,5 млрд евро для текущего обслуживания накопленного долга, а в июне – еще 5 млрд евро. В целом – 9,5 млрд евро, то есть почти 7% общего объема португальской экономики в 2010 году. А долговой рынок теперь явно запросит за них заоблачные проценты.