Сергей Митрофанов: Бытийность и событийность

Возьмем телек - как зеркало русской эволюции российского быта. Прошлое воскресенье, сюжет. А надо сказать, что многие сюжеты нашего телека не имеют задачу воззвать к гражданской позиции, а имеют задачу элементарно развлечь. Неважно как, - обезьянами, Вангой, снова Вангой, волшебными старцами, жизнью в зеркалах или, как в данном случае, сообщением об образовавшейся у россиян комической мании экономить.
Подоплека истории такова. При советской власти россияне (тогда их звали «советские люди»), в отличии от граждан дикого Запада, не экономили. Тем более, никогда не экономили воду, электричество, зубную пасту и на газетах. А вот с приближением рыночной эффективности, но в основном с введением счетчиков на сырую воду, экономить принялись. Да еще как принялись! Не то, что бы стали закрывать воду после использования, нет, вообще перестали использовать! Комедия, явленная телеком, заключается в том, что реформа, оказывается, привела к тому, что люди (хотя и не все) перестали ходить в… туалет, поскольку там смыв, вода, а за воду надо платить по счетчику. И стали кидать фекалии в окно, под балкон к соседям, где снег уже пожелтел и местами покоричневел. Телек, естественно, далеко идущих выводов не делал, но то, что обстановка в буквальном смысле этого слова образовалась чумная, догадаться не трудно. Тем более, не телеку же развивать, как соотносится этот парадоксальный бытийный результат с целями реформы ЖКХ...
«Честный понедельник», в понедельник. Тут жаркий спор шел о десталинизации, по следам скандальной программы М. Федотова и С. Караганова «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». Сталинисты, естественно, наших модернизаторов сознания порвали в клочья, но обратить внимание хотелось бы на другое. Один из упреков в адрес президентской комиссии по правам человека заключался в том, что программа эта якобы продвигает положение о запрете чиновникам на просталинские высказывания на рабочем месте, под угрозой лишиться этого самого места, а это, мол, чисто тоталитарное требования.
И тут, знаете ли, хочется поддержать сталинистов. Потому как все чиновники взяли за правило вообще никак не высказываться по проблемам страны, а тут у них появляется и отмазка: Заратустра не велит. И теперь мы не можем отличить, кто из них сталинист, а кто не сталинист, кто гигант мысли, а кто моральный урод, все молчат, как партизаны, блюдя аппаратную дисциплину. Колумнист Наталия Осс пыталась что-то выяснить в налоговой и получила ответ: «— А, знаем мы вас! Начальника здесь нет, а зам вас не примет. Нам запрещено общаться с прессой. Никто вам здесь ничего не скажет».
На самом деле, наоборот, их бы надо обязать высказываться, поскольку аппаратная дисциплина это одно, а личное мнение совсем другое!
Но тут мы плавно попадаем в другой сюжет – о реальной практике свободы мысли среди чиновников. На этой неделе «Единая Россия» резко изничтожила пару своих значимых функционеров – К.Затулина и А.Чадаева, как они поясняют, за … позицию по Ливии. Вот же абсурд, где мы, где Ливия? И для этого не потребовалось никаких новых официальных идеологических ограничений, обошлись своими силами и уже имеющимися ограничениями. Особенно обидно Леше Чадаеву, потому что ранее (при старорежимном Путине) он писал книгу «Путин. Его идеология», то есть свободно толковал вкривь и вкось национального лидера, что сошло ему с рук! А тут, при Медведеве, всего лишь высказался в твиттере по космически далекому от нас Каддафи и тут же слетел с работы. Об этом мы узнали от него в четверг.
Но с другой стороны, поразиться не успели, потом что теория о массовых медведевских репрессиях вступила в противоречие с комфортным существованием председателем думского комитета по труду и социальной политике, первым заместителем секретаря Президиума Генерального совета Партии «ЕР» А. Исаевым.
Исаев публично подверг ревизии все направления медведевской реформы, начиная с модернизации («модернизация не стала национальной целью») и кончая медведевскими усилиями по борьбе с коррупцией («борьба с коррупцией превратилась в шельмование государственного аппарата как такового»). И продолжает сидеть в своем кресле, как вкопанный!
Действительно, считает Исаев, если государство у нас коррумпировано сверху донизу, то борьба с коррупцией попросту прикончит это государство, чего допустить нельзя. Поэтому желательно борьбу с коррупцией затормозить внизу, на уровне гаишников, врачей и учителей. Во всяком случае, не доходя до председателей думских комитетов.
«По большому счету,- пишет Исаев, - для среднестатистического гражданина, вопрос о том, что один олигарх обошел другого, дав взятку губернатору, не имеет существенного значения». Остановите борьбу с коррупцией: и государство уцелеет, и губернатору останется хорошо. И Исаев – на своем месте, популярен в партии «жуликов и ворья».
В среду получила продолжение история про старушку, которую охранники магазина замели на выходе с парой неоплаченных сырков. А старушка расстроилась, возьми, да и сковырнись. Возмущенью общественности не было предела, тем более что сюжет прошел по ТВ. И вот в среду следственные органы СК РФ по Воронежской области объявили о возбуждении уголовного дела против охранников - по статье о незаконном лишении свободы по факту смерти пенсионерки, которую охранники магазина остановили на выходе с неоплаченными глазированными сырками. Поражает, однако: а что должны были делать охранники, в чем смысл их охраны?!
Если б было положение, что пару сырков каждый может выносить из магазина беспрепятственно. Или что с определенного возраста каждый несчастный в нашей стране имеет право на некоторую прибавку сырками к продовольственной корзине… Так ведь нет этого положения! Почему виноваты охранники, а не виноваты, скажем, наши национальные лидеры, доведшие старушку до жизни такой? Или тот же Исаев, который публично заявляет, что среднестатистическому гражданину безразлично, в каком размере дает взятку олигарх губернатору? Почему их не тянут к ответу за смерть старушки в магазине?
В каком-то смысле ответ вырисовывается из следующих сюжетов.
В начале недели пришло сообщение, что «государство готово рассматривать вопрос об оплате деятельности независимых директоров в наблюдательных советах и советах директоров компаний с государственным участием», которое меня глубоко поразило, хотя, может быть, я и не донца понимаю проблему.
То, что Медведев решил отстранить от управления акционерными обществами вице-премьеров и федеральных министров, это правильно. У тех, по идее, должно быть по горло работы непосредственно на своих рабочих местах за зарплату. Тем более в государстве, где вовсю мрут старушки из-за пары глазированных сырков. И зарплата эта, мнится, должна быть скромной. Но почему теперь государство посылает управлять своими активами НЕЗАВИСИМЫХ директоров, этого я в упор не понимаю! И подозреваю, что из этого получится то, что уже получилось из «Банка Москвы» (сообщения шли всю неделю).
«Банк Москвы», как известно, был создан для того, чтобы оперировать средствами Москвы, но очень скоро средства Москвы волшебным образом преобразовались в средства «представителей Москвы». В частности, в средства президента «Банка Москвы» Андрея Бородина (20% акций, 1/5 всего банка), который в настоящее время слинял за границу, на родину всех спецпредставителей - в Лондон. Понимая, что запахло жареным, Бородин продал свою долю… сыну другого спецпредставителя государства. Крайне независимого спецпредставителя государства Медведев, конечно, в конце концов уволил, но деньги-то тю-тю… Впрочем, как заметил Исаев, среднестатистического гражданина все это не должно волновать.
Что волнует среднестатистического гражданина, мы узнаём из крайне интересной телепередаче «Пусть говорят», в четверг. Коллизия тут вот в чем…
Вообще-то, наше государство стоит на земле. И самая мельчайшая единица его управления – многоквартирный дом. С какого-то времени государство постановило, чтобы граждане сами управляли этой убыточной единицей, но при этом, естественно, никаких инструментов им не дало. Более того, весьма успешно создало путаницу в законодательстве и разрыв в государственном контроле за происходящими здесь процессами. В результате почти везде к управлению домами пришли точно такие фальшивые «представители» квартировладельцев, как и в вышеописанных случаях с представителями крупных корпораций. «Представители» быстро попутали свой карман с общественным, и телепередача А. Малахова начинается с того, что одного их таких «представителей» народ бьет на улице. Издержки шоу в том, что потом этот представитель появляется в студии, что-то объясняет, и ему хлопают точно так же, как и тетке, которая ранее пыталась заехать ему в глаз.
Впрочем, тема эта так же слишком большая, чтобы о ней рассказывать коротко. Но вот один момент. В студии так же присутствовала дама – еще один представитель загадочного Фонда реформирования ЖКХ, с обещаниями, что всем поможет. Вау,- воскликнули все, - есть такой Фонд! Тут же лезем на крайне лаконичный сайт этой организации, в новостной раздел и читаем.
Первая новость: «Фонд ЖКХ приостановил финансирование пяти регионам Южного федерального округа». Чуть ниже: «В Уральском федеральном округе Фонд ЖКХ приостановил финансирование четырем регионам». Еще ниже: «Фонд ЖКХ приостановил финансирование семи регионам Северо-Западного федерального округа».
А он вообще-то чего-то финансирует? Читаем тут же размещенный Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Черным по белому, Фонд этот – госкорпорация, а «имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации…, а также доходов, получаемых Фондом от размещения временно свободных средств, и других не запрещенных законом поступлений». Спрашивается, а нафига ему вообще чего-то финансировать?
Конец рабочей недели. На дачный поселок рухнул истребитель СУ-27. По счастью, на сарай, и никто не пострадал, поскольку в Приморье низкая плотность населения. Но вот какая дополнительная информация вызывает тревогу… говорят, что непосредственно до аварии этот истребитель прошел модернизацию. Впрочем, «представители» эту информацию опровергают.