Радиоактивные коровы Фукусимы
На охлаждение реакторов АЭС потребуется не менее полугода
В закрытой зоне вокруг искореженных корпусов атомной станции «Фукусима-1» сейчас расцвела сакура — жутковато, думаю, выглядят эти чудом спасшиеся от цунами деревья, с которых ветерок сбрасывает нежно-розовые лепестки на радиоактивные...
В закрытой зоне вокруг искореженных корпусов атомной станции «Фукусима-1» сейчас расцвела сакура — жутковато, думаю, выглядят эти чудом спасшиеся от цунами деревья, с которых ветерок сбрасывает нежно-розовые лепестки на радиоактивные обломки. В покинутый людьми район в радиусе 10 километров от АЭС в эти дни впервые вошел отряд из 300 полицейских в глухих защитных костюмах и плотно подо-гнанных респираторах. Перед ними поставлена задача — собрать тела людей, которые погибли здесь 11 марта в результате удара 15-метрового цунами. Эти трупы радиоактивны и, возможно, опасны. Вместе с телами полицейские собирают и регистрируют ценности из разрушенных домов. Все найденное и вынесенное из зоны проходит дезактивацию и, по возможности, должно передаваться родственникам погибших, владельцам покинутых домов. Кстати, в опустевшей зоне отряд обнаружил брошенных коров — они исхудали, но исправно питаются весенней радиоактивной травкой и пьют из речки радиоактивную воду.
На территории вокруг АЭС, как полагают, могут быть сотни тел погибших, которые лежат там более месяца. До сих пор вести нормальную поисковую операцию в 10-километровой зоне было нельзя, мешал слишком высокий фон. Сейчас уровень радиации спал. Но это не значит, что дела на расположенной поблизости АЭС пошли на поправку: ситуацию там деликатно характеризуют как «стабильную нестабильность».
Бои местного значения
Всю прошедшую неделю на «Фукусиме-1» шли бои местного значения — иногда довольно успешные. Ликвидаторы быстро блокируют зону потенциальной утечки в океан радиоактивной воды, которую ранее удалось остановить. Сейчас в районе возможного появления новых трещин возводят сплошной забор из стальных щитов. Он должен полностью отсечь этот участок от открытого океана. Туда же будут наваливать мешки с цеолитом — удивительным минералом, который обладает способностью поглощать радиацию.
Блокирование океана считается важнейшей задачей — повышенные дозы радиоактивного йода-131 уже выявлены в некоторых мелких рыбках. Это вызвало волну страха среди японцев, хотя массового заражения морепродуктов пока, к счастью, не отмечено. Однако факт остается фактом: крайне радиоактивная вода с АЭС беспрепятственно выливалась в океан в течение нескольких недель.
Этой жидкостью, зараженной до запредельных уровней, сейчас заполнены подвальные этажи и дренажная система АЭС «Фукусима-1». Количество впечатляет — примерно 60 тыс. тонн. Поэтому пока вести работы по крайне необходимому восстановлению стационарных систем охлаждения реакторов невозможно. Впрочем, на минувшей неделе и на этом фронте был достигнут небольшой успех: после долгой подготовки и досадных перерывов из-за непрерывных сильных землетрясений наконец-то началась откачка радиоактивной жижи. Для этого освободили резервуар системы охлаждения пара на втором энергоблоке, откуда пришлось слить в океан несколько тысяч тонн не слишком зараженной воды — остается только верить утверждениям о том, что она не нанесет океану особого вреда.
После начала откачки (а идти она будет неделями) уровень радиоактивной воды в дренажной системе упал на несколько сантиметров, что вызвало ликование среди ликвидаторов. Однако радость быстро прошла — уровень восстановился. Это подтверждает прежние догадки о том, что по крайней мере в одном из реакторов есть пробоина. Откуда и выливается радиоактивная вода.
Проблема на годы
Под наибольшим подозрением второй реактор — есть основания полагать, что взрывом водорода была нарушена герметичность его главного корпуса 16-сантиметровой толщины. Выливающаяся оттуда вода, как признавало правительство Японии, скорее всего, непосредственно соприкасалась с раскаленным ядерным топливом. В конце прошлой недели объединяющий лучших японских ученых Совет по изучению атомной энергии заявил, что главная задача сейчас — это прекращение утечки. Однако никто пока не знает, как заделать дыру в реакторе. И даже, где она находится.
Иными словами, сохраняется порочный круг — реакторы по резервным системам надо заливать пресной водой для охлаждения. Иначе находящееся там топливо перегреется, расплавится и, возможно, прожжет корпус насквозь. Однако радиоактивная вода частично выливается после этого в дренажные туннели и грозит попасть в океан. Пока приходится уповать лишь на то, что ликвидаторы сумеют откачивать радиоактивную жидкость намного быстрее, чем она вытекает из реактора.
— Нет сомнения, что во всех трех пострадавших реакторах топливные стержни частично разрушены и частично расплавились в первый период после удара цунами, когда охлаждение вообще не работало, — рассказывает источник, близкий к японскому Совету по изучению атомной энергии. — Расплавленная масса стекла на дно реакторов, где, к счастью, быстро охладилась и распалась на мельчайшие частицы диаметром не более нескольких миллиметров. Угрозы неконтролируемой цепной реакции там нет — и в этом плане ситуация в чем-то стабильна. Если решить проблему утечки воды, то можно вообще вздохнуть почти спокойно.
В любом случае на постепенное охлаждение реакторов потребуется не менее полугода. После этого можно будет говорить о безопасном извлечении ядерного топлива и постепенном демонтаже реакторов. Самые оптимистичный сценарий корпорации Toshiba (изготовителя большинства реакторов злополучной АЭС) отводит на это пять лет. Следующие пять лет отпущены на демонтаж самой атомной станции и дезактивацию зараженной почвы. Короче, проект Toshiba, разработанный вместе с группой американских компаний, обещает полностью закрыть вопрос с «Фукусимой-1» где-то к 2021 году. План другого ведущего японского производителя ядерных реакторов, корпорации Hitachi, предостерегает от излишней уверенности и предлагает накинуть еще лет десять.
В любом случае миру еще долго не удастся забыть слово «Фукусима», которое так страшновато рифмуется с Хиросимой. И долго, похоже, не смогут вернуться в свои дома люди, выселенные из районов, прилегающих к АЭС.
Волнения г-на Хаяси
На прошлой неделе 20-километровую зону эвакуации расширили — в одном месте до 40 км. Находящемуся там поселку Иитатэ с населением 5 тысяч человек дали месяц на выезд. Выполнять приказ правительства собираются не все, возмущен, например, процветающий бизнесмен Кадзухиро Хаяси.
— Уровень радиации сейчас упал — я сам его замеряю, — говорит этот 67-летний хозяин отлично работающей фабрики (да, не удивляйтесь: в Японии заводики мирового уровня временами и в деревнях размещаются). — Мы никуда не поедем, я не могу лишать зарплаты своих людей.
Предприятие господина Хаяси производит компоненты для сложных приборов — например, для цифровых камер. Продукция идет нарасхват, в том числе за границей — многие японские мощности остановились после удара цунами, спрос на детали крайне велик. У Хаяси сейчас заняты 70 человек, в том числе специалисты с пострадавших от стихии заводов конкурентов. «Я буду работать до тех пор, пока правительство не применит закон о принудительной эвакуации», — кипятится предприниматель.
Понять его можно — тысячи эвакуированных из зоны АЭС сейчас совершенно выбиты из колеи, их жизнь надломилась. Вот, например, история господина Кэнтаро (фамилию опускаю): он владел заводиком по ремонту автомобилей и после сигнала об опасном выбросе радиации с «Фукусимы-1» прямо в своем синем рабочем комбинезоне на машине уехал из опасной зоны. Вернуться туда он уже не может, сотрудникам послал уведомления о неоплачиваемом отпуске, перспектив никаких. Похожая ситуация и у владелицы парикмахерской в запретной зоне — ей тоже пришлось бросить свое заведение и разместиться в тесноте сборного пункта. Сейчас она стрижет там детей за гроши. «Я вдруг поняла, что никогда больше не вернусь домой, — говорит парикмахерша. — И мне сразу стало легче — нечего плакать о прошлом, надо начинать все сначала».
В Японии сейчас в сборных пунктах ютится свыше 130 тысяч человек — это не столько люди из зоны отселения вокруг АЭС, сколько жители 700-километровой прибрежной полосы на северо-востоке страны, которая была сметена с лица земли ударами цунами. Многие эвакуированные уже дошли до точки: японцам, привыкшим к комфорту, нелегко оказаться в положении беженцев, ночующих рядом, бок о бок на покрытых матрасами полах спортивных залов. Еще примерно двести тысяч человек тоже лишились своих домов, но смогли разместиться покомфортнее — сняли квартиры, поселились у родственников.
Токио: фон в норме
Японские власти сейчас лихорадочно строят временные домики для расселения эвакуированных — к маю их будет 30 тысяч, к августу — в два раза больше. К началу лета будет разработан проект возрождения разрушенных районов: там предполагается возводить населенные пункты по совершенно новым экологичным технологиям. Решается вопрос с компенсациями — владелец АЭС «Фукусима-1» еще до определения их общей суммы в предварительном порядке по приказу правительства начал выдавать эвакуированным из зоны отчуждения по 12 тыс. долларов на семью.
Угасли и первые страхи перед расползанием радиации: побывавшая в Токио группа экспертов Федерального медико-биологического агентства России провела свои замеры и объявила, что японская столица и прилегающие к ней районы безопасны. Кстати, радиационный фон здесь в два-три раза ниже, чем в Москве.
Большой Токио успокоился и живет обычной жизнью гигантского мегаполиса, хотя его ежедневно сотрясают мощные подземные толчки — земля никак не может успокоиться после невероятного землетрясения, которое сдвинуло дно океана на двадцать с лишним метров. Спешащим на работу служащим, посетителям универмагов и ресторанов уже трудно представить, что всего в 200 км к северу лежит зараженная земля, на которой люди в глухих защитных костюмах выполняют трудную и опасную работу среди груды обломков, рядом с одинокими цветущими деревьями и стадами брошенных радиоактивных коров.